От дилетанта-дилетантам методы ведения войны со стихами

.
Добрый … Простите, а Вы зачем здесь? Я же сказала — дилетантам. И дверь прикройте поплотнее, пожалуйста — у меня голос громкий. Спасибо…
Всем остальным — добрый день! Так уж случилось, что нас с вами связывает одна общая беда — мы пишем стихи. Пишем? Ну. не знаю, как кто, а я их не пишу. Они пишут меня. И делают это публично, и порою с особой жестокостью, уже целых 2 года. Я даже до сих пор храню свое первое стихотворение — в назидание, так сказать — вот что бывает с людьми, которые вовремя не выдергивают ростки баобабов.
Итак, месяца два спустя после первого стихотворения, я поняла, что борьба бесполезна. Когда безобразие нельзя предотвратить, его надо возглавить, решила я и, вооружившись руководствами по стихосложению, начала изучать теорию. У меня неплохое, но не гуманитарное образование. Я штудировала статьи, как в свое время изучала Капитал. Именно тогда я и пообещала себе, что если я выживу в этой борьбе, то постараюсь объяснить это все человеческим языком — доступным простому ядерному физику или оператору машинного доения.
Первое, что я пообещала этим лентяям, называющим себя стихами, и от нечего делать лезущим мне в голову, что легко им не будет. И я стала составлять план их уничтожения.
В первую очередь я взялась за рифму — тогда, наивная, я думала что это главное. Глагольная рифма… Кто не слышал этого страшного обвинения? Мне стоило немалого труда понять, почему нельзя рифмовать глаголы. Они так славно рифмуются… Но - приняв на веру, я стала изгонять их из текстов, как соседских кур с моей клумбы. Тексты кривились, но терпели. Вскоре они привыкли и уже не подсовывали мне глагольные рифмы. Глагольные рифмы — это рифмовка окончаний глаголов — брать - играть — карать, причем эти еще ничего — у них, как видите, рифмуется еще и «р». Хуже с такими рифмами — спать — начинать — горевать. Кстати, есть и некоторые существительные, которые можно отнести к «как бы глагольным» рифмам — что-то типа — представление -повторение — изменение, и иже с ними…
• … ГЛАГОЛЬНЫЕ РИФМЫ были отброшены. Вместе с ними были отброшены
• … ИЗБИТЫЕ РИФМЫ, заикающиеся, как заезженная пластинка, типа «кровь-любовь» и «розы-морозы.» Что же осталось? Пришлось
• … РИФМОВАТЬ РАЗНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ — насильственным образом. Как же верещали мои тексты! Как злорадно я штудировала помощник поэта и программку «Ай да Пушкин» в поисках ну хоть какой-то рифмы к этому чертовому глаголу… Штудируя, я натыкалась на следы чьих-то попыток зарифмовать пароход и теплоход, самолет и вертолет… Что-то мешало мне в них. Наконец меня осенило — они же одинаковые, и говорят почти об одном и том же. И я решила
• … НЕ РИФМОВАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. Тексты ответили залпом новых рифм и
• … СБОЯМИ РИТМА. И наступил период палочек и черточек. Я рисовала схемы размеров, ставя восклицательный знак на месте ударного слога и минус на месте безударного. Схем было не так уж много, они состояли из повторяющихся комбинаций. Я даже изучала названия размеров — но здесь, помня свое обещание, я не буду об этом. Для желающих - откройте стихирную статью о размерах, возьмите примеры оттуда и постарайтесь построить
• … РАЗМЕРНЫЕ СХЕМЫ… Итак, ритмы хромали, и я было совсем отчаялась, но — русский язык - великая вещь! В нем такое количество ВОТов, УЖей, ТАКов и прочей нечисти, что тексты немедленно стали заполнять ими освободившееся пространство. Ну, змей я люблю. А вот прочую нечисть — извините. Я стала вымарывать их из текстов, слово за словом, и смотреть - а что они, собственно, тут делали? В 3 случаях из 4 приговор был — бессрочная ссылка. Дальше — больше. Я поняла, что бывают не только вводные слова-паразиты. Целые строки тихой сапой влезали в тексты и будучи удаленными не вызывали ничьего сожаления. У меня появилась тяжелая артиллерия —
• … НИ ОДНОГО СЛОВА БЕЗ НАГРУЗКИ. Легко говорить, теперь… Тогда — на попе у меня была большая мозоль, а в голове кишели обрывки строк. Знаете, как это бывает? Решил, что должно быть в строке. И крутишь, крутишь, крутишь… меняешь слова местами… СТОП! Как это - местами? Когда мы говорим прозой, то
• … ПОРЯДОК СЛОВ зависит от того, что мы хотим сказать, а не от того, что с чем рифмуется… Значит… (тексты пригнули головы) - долой вольность изложения, ура — строгому порядку. Надо сказать, что это открыло мне еще один аспект глагольных рифм. Они плохи, потому что, как правило, мы не говорим предложениями с глаголами в конце! А значит, рифма там плоха не сама по себе, а за счет неправильного построения предложения. Следующим открытием, последовавшим уже почти в зрелом стихирном возрасте, было, что «детей-зверей» не является рифмой. Ну, в каком-то понимании они, конечно, похожи… но не очень. И загвоздка вот в чем —
• … НЕ ДОСТАТОЧНО ЗАРИФМОВАТЬ ГЛАСНЫЕ В ОКОНЧАНИИ - надо чтоб рифмовался хотя бы один звук перед ним.
• … ХОРОШО РИФМУЮТСЯ ПОХОЖИЕ ЗВУКИ — парные — б-п, д-т, к-г, ж-ш, з-с. Звонкие лучше рифмуются со звонкими, глухие с глухими. Мягкие можно рифмовать с теми же самыми твердыми. И опять, одновременно с этим открытием, я поняла, что
• … МОЖНО ЗАРИФМОВАТЬ ВООБЩЕ НЕ ОДИНАКОВО ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ СЛОВА, и это все равно будет рифма! Главное, чтоб ударный слог, включая согласную был зарифмован, а окончание — достаточно, чтоб было созвучным. Например: «прямой — ярмо», «рая — желаю» и на худой конец — «куста- привстать».
Итак -рифмы были отобраны со всей строгостью, каждое слово сгибалось под тяжестью привносимого им смысла, шаг влево, шаг вправо для них считался побегом - я готова была вздохнуть свободно… И тут у текстов появилось новое оружие. Предполагалось, что
• … ТЕКСТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СМЫСЛ. Приторные вздохи (я так «чуйствую» и пишу что «чуйствую», а мысль — это для научных трактатов) меня никогда не прельщали. Так вот — тексты стали менять смысл. Чуть не доглядишь — и идея всего стихотворения меняется, как погода в феврале. И будьте уверены —
• … ЕСЛИ ЧТО-ТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОНЯТО ДВОЯКО — ОНО БУДЕТ ПОНЯТО НЕПРАВИЛЬНО. И начались мучения со смысловой частью. Как дом строится из кирпичей, так стихотворение строится из слов. Какие кирпичи — такой и дом. Если мы строим здание тюрьмы, а используем розовую облицовочную плитку с бантиками — вряд ли кто-то поймет, что именно мы строим. Значит — подбор слов в стихотворении - немаловажная деталь для восприятия. Здесь играют роль
• … АССОЦИАЦИИ- эпитеты несут вкус, запах, цвет, осязание к читателю. Например, вы пишете о доме, о теплом утре в светлой комнате, и даете солнечному пятну на подоконнике эпитет — пшеничное. Не желтое. А именно — пшеничное. У вас нет места поговорить о свежем хлебе — стихотворение растянется до бесконечности, а
• … КРАТКОСТЬ, как известно, - СЕСТРА ТАЛАНТА. Но этим словом, вы уже послали читателю сообщение — свежий пшеничный хлеб там тоже был. И он это услышал, можете не сомневаться. Тексты уже не очень сопротивлялись, и я с удивлением обнаруживала этот самый
• … СКРЫТЫЙ СМЫСЛ уже после того, как слово попадало в текст. Еще одним камнем преткновения стали
• … НАЧАЛА И КОНЦОВКИ. Как начать стихотворение так, чтоб его дочитали хоть до средины? Ждать озарения на первой строке. И уж совсем никак не допустимо разочаровывать читателя на последней — он обидится и больше не придет. Следующим тяжелым испытанием было
• … САМОДОВОЛЬСТВО. Я писала — хорошо (как мне казалось). И стала читать свои тексты вслух. И тут я обнаружила вдруг, что прочесть их вслух не могу — хотя заикаюсь, только когда сильно волнуюсь. Все было просто — они были
• … НЕ БЛАГОЗВУЧНЫ — тяжелые сочетания звуков вроде: «корм смрадный» и подобные им превращали тексты в заик, и стали безжалостно изгоняться. Я срывала голос, читая вслух в машине, на меня оглядывались люди в магазинах, но я упорно декламировала вслух. Когда и на этом фронте наступило затишье, я поняла, что у меня не осталось полей боя (не путать с play boy)… Количество текстов приближалось к 500, темы были все востребованы, при словах «крылья -лопатки» начинался приступ тошноты… И я поняла, что мои личные переживания, наполняющие тексты, мало кому интересны. И стала сочинять. Ну, нельзя сказать, что чтоб меня в текстах стало после этого меньше. Мне просто стало
• … ИНТЕРЕСНЕЕ, а значит и читателю. И - самое главное — текстов стало меньше! Значительно меньше. А это — уже итог. Но об этом — никому! Договорились? Главное — филологам! У меня в запасе есть еще много разного тайного оружия для борьбы со стихами. Но может и того, что я уже сказала, будет достаточно, чтоб любители поэзии испепелили меня мыслями — так что я подожду…

© Copyright: Никому Не Говори, 2003 Свидетельство о публикации №103102601103 , http://www.stihi.ru/2003/10/26-1103

Опубликовала     20 ноября 2014 12 комментариев
КОММЕНТАРИИ
|По порядку

Похожие цитаты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КУРС СТИХОГИМНАСТИКИ

Советую прочитать всем начинающим поэтам

.
Для гимнастики нам понадобятся: доступ в интернет к любой поисковой системе (яндекс, рамблер, гугль — по вкусу), а также толковый словарь русского языка (можно электронный из того же интернета).

1. Пишем не просто так.
Пишем любой стишок, состоящий из двух, повторяю, ДВУХ строк. Формулируем написанное в прозе (разговорным языком, чтобы сильно людей не пугать), идём и рассказываем нашу прозу жене (маме/папе/другу/соседу). Если нам отвечают «и чё?» или «тоже мне, новость», то садимся и…

Опубликовала  Ириссска   03 июля 2013 39 комментариев

КАК НАС ДУРЯТ ФАРМАЦЕВТЫ !

Наглость фармацевтических компаний просто зашкаливает! Порой окончательная стоимость лекарства В ТЫСЯЧУ РАЗ выше его себестоимости! Да ещё наши же провизоры в родных российских аптеках их поддерживают.. не бесплатно, конечно!.. Просто беспредел какой-то!

.
Простыла. Кашель. Пошла в аптеку, что делаю не очень часто. Выбрала то, чем обычно пользуюсь уже несколько десятилетий. Стоя в очереди, слышу типичные вопросы и ответы:
— Что вы мне посоветуете от кашля, ломоты в суставах и головной боли?
— Дайте что-нибудь от температуры, кашля, ломоты в суставах и головной боли.
***

— Колдрекс, леденцы…, пастилки… антибиотики, итого 600−1500 руб. Спорить с провизором не посчитала нужным, это их работа, но решила устроить небольшой спектакль. Итак, по…

Опубликовала  Ириссска   02 февраля 2015 184 комментария

В Европе журналисты мне в лицо говорили: «Что вы в России со своей Победой носитесь? Вот мы уже забыли». Я у них спросил: «Сколько дней ваши страны сопротивлялись Гитлеру?» Молчат. Тогда я продолжил: «Польша была завоевана за 28 дней, и за те же 28 дней в Сталинграде немцы смогли захватить всего несколько домов. Дания продержалась ровно день. А вся Европа покорилась за три месяца. И освобождать её пришлось нашим солдатам. И какой ценой! Миллион жизней советских солдат, отданных за освобождение европейцев от фашизма». Но Европа предпочла об этом забыть!

Опубликовала  Ириссска   06 мая 2015 222 комментария
Лучшие цитаты за неделю Никому Не Говори: 2 цитаты