Маркус Вольф: профессионал
9 ноября 2006 г. в Берлине на 84 году жизни скончался один из самых известных разведчиков, основатель спецслужб ГДР Маркус Вольф.
Генерал-полковник Вольф возглавлял Штази — службу внешней разведки восточногерманского министерства госбезопасности почти 35 лет и за эти годы сделал всё, чтобы Штази (Staatssicherheit) вошла в пятерку самых сильных спецслужб мира, наряду с американским ЦРУ, советским КГБ, британской МИ-5 и израильской Моссад.
Вольфа называли «человеком без лица», потому что ни одна западная разведка в течение 20 лет так и не сумела раздобыть его актуальную фотографию. Вольф создал эффективную разведывательную систему, с помощью которой он знал обо всем, что происходило на территории Западной Германии, в том числе и о тайных переговорах между советскими и западногерманскими властями. Этим, конечно, он доставлял массу неприятностей своим советским коллегам.
К числу наивысших достижений Штази и деятельности Маркуса Вольфа исследователи и историки спецслужб относят, например, внедрение в аппарат НАТО экономиста Райнера Рупа, а также привлечение к сотрудничеству со Штази советника канцлера ФРГ Вилли Брандта Гюнтера Гийома; помощника канцлера ФРГ Гельмута Коля Адольфа Кантера; главного аналитика западногерманской разведки по СССР и странам Варшавского договора Габриелы Гаст. С некоторыми людьми Вольф работал лично, других «вели» подобранные и обученные им сотрудники.
Маркус Вольф родился в 1923 году в небольшом немецком городе Хехингене в семье врача и драматурга Фридриха Вольфа. В Германии после прихода к власти Гитлера отцу Маркуса, еврею, известному своими антифашистскими взглядами, оставаться на родине было опасно. Семья эмигрировала сначала в Швейцарию, потом во Францию, но и там уже ощущалось приближение «коричневой чумы». Поэтому Вольфы, по приглашению советских писателей Всеволода Вишневского и Бориса Лавренева, переехали в Москву, приняв гражданство СССР.
В столице Маркус стал Михаилом Федоровичем, или просто Мишей, как любил себя называть будущий разведчик. Миша успешно закончил немецкую спецшколу имени Карла Либкнехта, и перед самой войной — в 1941 году — даже успел поступить в Московский авиационный институт. В начале войны семья была вынуждена эвакуироваться в Алма-Ату, а затем — в Казань. Тут, в центре России, Маркус Вольф впервые соприкоснулся с разведкой. Ему, этническому немцу и потомственному антифашисту, предложили поступить на учебу в 101 школу Коминтерна, дислоцировавшуюся в Башкирии и готовившую специалистов по разведывательно-диверсионной работе в тылу врага. Однако диверсантом Вольфу стать так и не довелось — в 1943 году в войне произошел решительный перелом в пользу СССР, и руководство решило, что пропагандист гораздо нужнее подрывника. Маркус возвращается в Москву и становится журналистом радиостанции «Свободная Германия».
День Победы будущий глава Штази отпраздновал еще в столице СССР, но уже летом 1945 года начал работать на Берлинском радио и в газете «Берлинер Цайтунг» комментатором по внешнеполитическим вопросам. Год спустя он был аккредитован на Нюрнбергском процессе и рассказывал о ходе этого беспрецедентного процесса.
На территории Советской оккупационной зоны была создана Германская Демократическая Республика, и новому государству требовались дипломаты, знающие русский язык. Вольфу пришлось оставить журналистику и до 1951 года проработать в качестве советника посольства ГДР в Москве.
Когда в 1951 году в ГДР был создан так называемый Институт внешнеэкономических исследований (предшественник Штази), Маркус Вольф возглавил Отдел по проникновению в западные спецслужбы. А еще через год выпускник коминтерновской школы стал начальником восточногерманской внешней разведки.
Бесспорно, что своими значительными успехами Штази обязана в первую очередь своему руководителю Маркусу Вольфу.
В одном из интервью, которое он дал в конце своей жизни, известный разведчик подчеркивал, что его ведомство не занималось такими делами, как уничтожение политических или каких-либо других противников и что его руки не запятнаны кровью. Правда ли это? Известны по крайней мере два сомнительных случая, когда бежавшие из ГДР бывшие подчиненные Вольфа, офицеры Министерства госбезопасности ГДР, каким-то образом попали в беду, но нет бесспорных доказательств, что это было результатом деятельности их шефа.
Вместе с тем, не следует забывать, что Штази никогда не была благотворительной организацией, а на ее счету огромное количество преступлений. Достаточно вспомнить так называемых «медовых ловушек», — секретарш высокопоставленных чиновников ФРГ. Эти женщины, часто одинокие, а таких было немало, из различных министерств и ведомств ФРГ попадали в лапы красивых, элегантных профессиональных Ромео — агентов Штази. Ради любви по заранее разыгранным сценариям они похищали секретные документы, к которым секретарши имели доступ, и таким образом раскрывали государственные тайны.
Трагедия этих женщин состояла в том, что, как потом выяснялось, молодые люди их вовсе не любили. Для этих неопытных «пчелок любви» это было таким чудовищным ударом, что несколько девушек покончили с собой. Это страшные истории. Хотя они, с точки зрения разведки, кажутся блистательными операциями, но результатом этих операций были сломанные человеческие судьбы.
Орденоносный генерал, успешный разведчик, шеф мощной спецслужбы, вызывавший зависть не только у своих восточных, но и западных коллег, просто «вышел из игры». В 1986 году он подал в отставку и начал новую жизнь, справедливо считая, что его ведомство работает, как отлаженный часовой механизм, и вполне обойдется без услуг Мастера. Действительно, в то время внешняя разведка Штази считалась одной из лучших спецслужб мира.
Однако история распорядилась по-своему. После объединения Германии Вольф своими глазами увидел, как в одночасье было разрушено его детище. Архивы Штази очутились в руках недавних противников, начались массовые аресты сотрудников и соратников Вольфа.
После объединения Германии Маркус Вольф уехал в Австрию, а затем в СССР. В этих условиях Маркус пытался сохранить свои честь и достоинство. Он публично заявил, что готов предстать перед судом и ответить за любой свой поступок, который будет ему инкриминирован.
24 сентября 1991 г. Маркус возвратился в Германию и был арестован по обвинению в измене родине. Затем последовали три процесса, на которых ему пришлось отвечать по законам уже канувшей в прошлое ГДР.
Его обвинители пытались привлечь к ответственности бывшего главу Штази за преступления, которых он никогда не совершал. В 1993 году он был приговорен Верховным земельным судом Дюссельдорфа к шести годам лишения свободы. Впоследствии приговор был изменен и реальное тюремное заключение было заменено на условное. Вольф держался стойко, и в итоге все обвинения были с него сняты, а приговор в 1995 г. отменен.
Конечно же, опытный разведчик мог найти себя в любых обстоятельствах и жить вполне безбедно, если бы только согласился на сотрудничество с западными разведками. Но шеф любой разведки знал, что нет смысла даже пытаться идти на контакт с Вольфом, Маркус не согласился бы на это ни при каких обстоятельствах. Вольф не только не сдал ни одного из своих бывших коллег, но и сделал целью оставшейся жизни защищать их.
Маркус мечтал доказать всем, что разведчику ничто не мешает оставаться порядочным человеком.
Он говорил о себе: «Я — дитя Арбата», поскольку именно на этой старой московской улице прошли детские годы сына немецких эмигрантов Вольфов, бежавших в 1934 году из фашистской Германии. Маркус Вольф, будучи выходцем из творческой семьи, давшей немецкой культуре известного драматурга (отец Маркуса — Фридрих Вольф, автор знаменитой антифашистской пьесы «Профессор Мамлок» и исторической трагедии «Томас Мюнцер») и кинорежиссера (брат Маркуса — Конрад Вольф, снявший известный советско-германский фильм «Гойя»), бывший «человек без лица», стал успешным писателем. Первая же книга «Тройка» о жизни политэмигрантов в сталинской Москве 30-х годов двадцатого века привлекла внимание читателей, была переведена на несколько языков. В ГДР книга принесла Вольфу славу «диссидентствующего генерала». Разведчик становится профессиональным писателем, автором нескольких книг, которые издаются большими тиражами и быстро раскупаются во всем мире. Можно по-разному относиться к Маркусу Вольфу, но следует признать, что это был профессионал высочайшего уровня. Именно на таких, как он, если отбросить словесную шелуху, вроде «верности марксизму-ленинизму» или «идеям фюрера», держатся спецслужбы всего мира.