Одна женщина спросила у меня, не связаны ли как-то ее «кожные»проблемы с ее душевными страданиями. А вы знаете, связаны. Любой недуг нашей кожи (от акне и дерматита до экземы и псориаза) — это непрерывное признание, написанное алой солью на том пергаменте, который одновременно является и нашей одеждой, и нашей тюрьмой.
Кожа — уникальный орган. Она принадлежит и внешнему миру (её видят другие), и внутреннему (через неё мы чувствуем), это двойная граница. Фрейд в работе «Я и Оно» (1923) писал, что «Я прежде всего телесно», оно берет свое начало в ощущениях на поверхности тела. И когда наша кожа «вспыхивает» прыщами, экземой или дерматитом, это часто означает, что:
— Либидо (психическая энергия) «выплеснулось» на поверхность. Вместо того чтобы любить или ненавидеть другого человека, мы начинает «любить» или «ненавидеть» собственную кожу, направляя всю энергию на расчесы и самоповреждение. — Проблема с «контейнером»: Если психика — это сосуд, то кожа — это его стенки. «Высыпания» на коже говорят, что стенки этого сосуда стали слишком тонкими («тонкокожий» человек), и психика решает покрыть кожу «панцирем», чтобы не подпустить никого близко или хотя бы отпугнуть. — Коллапс контакта: Кожные симптомы часто возникают как «следы исчезающего вихря». Дидье Анзье, французский психоаналитик, развивая идеи Фрейда, ввел понятие «Я-кожа». Он считал, что экзема, например, может быть памятью о «разрыве» с материнским телом, «материалом опыта без субъекта». Человек не помнит «холода» материнских прикосновений или резкого отнятия от груди, но его кожа «помнит». Это то «травматическое возбуждение», которое не нашло слов и выходит на поверхность в виде красных пятен. «Кожа словно кричит о том, что ей не хватает защиты, как будто она осталась обнаженной перед ледяным ветром чьего-то безразличия», — сказал Рене Руссийон, другой французский психоаналитик.
Что мы делаем в терапии? Создаем новую «психическую кожу», «залечивая» символические дыры в границе между внешним миром и внутренним, и позволяем аффекту страсти утихнуть. Потому что, при любом раскладе, болезни нашей кожи — это попытки нашей психики либо восстановить контакт, либо, наоборот, ее отчаянный крик о том, что прикосновение другого стало невыносимым…
Клинический психолог