Говорят, что мы любим не за то, что помним о человеке, а за то, как его присутствие заполняет наши внутренние пустоты. А еще говорят, что забывание очищает пространство для новой встречи — с собой или с другим…
Несколько лет назад мой друг пережил тяжелый развод. А вчера он рассказал мне, что стал рассеянным: с утра забыл имя своей помощницы, которая работает у него уже 2 года; на совещании вдруг потерял мысль, когда коллега упомянул город у моря; а вечером на свидании от смеха девушки в синем платье у него разболелась голова…
С позиции психоанализа, это не про рассеянность и не про случайную потерю данных, это про вытеснение — ту невидимую руку нашей психологической защиты, которая уводит от эпицентра внутренней грозы. Наша психика, защищаясь от боли, способна «забыть» не только имя помощницы, которое созвучно с именем бывшей жены, но и все, что с ней было ассоциативно связано: запах моря в курортном городе, звон разбитых бокалов при дележе имущества и синеее-синее платье маленькой девочки, которая теперь будет жить далеко.
Наше сознание соткано из дыр, а забывание — это пустоты в кружеве речи. Мы забываем слова именно там, где наше бессознательное «спотыкается» о боль. Забывание — это искусный цензор, закрашивающий чернилами в подвале нашей психики те строки в книге жизни, которые причиняют нам слишком много боли или тревоги, а также все то, что не вписывается в наш идеальный образ «Я». Зигмунд Фрейд в своей работе «Психопатология обыденной жизни» писал об этом еще в 1901 году.
Наша память устроена ассоциативно. Это не маленькая библиотека с аккуратно пронумерованными книгами, а огромный, запутанный город, в котором воспоминания хранятся как комплексы ассоциаций. И от каждого такого комплекса отходит множество пучков связей, словно от центральной площади десятки ветвящихся улочек. И когда мы забываем, то происходит блокирование или разрыв этих связей. То есть забываются не сами события, а блокируются связи между ними. Информация никуда не девается, но свет осмысления туда не проникает, а рука понимания не дотягивается. То, что мы забываем, на самом деле продолжает существовать в нас, но уже в виде молчания, которое говорит больше, чем тысячи слов, в виде симптома, взявшегося непонятно откуда, в виде оговорок/ослышек/описок или странных снов.
Мы — это не только то, что мы помним, но и те зияющие пустоты, которые так старательно создаем в своих воспоминаниях, чтобы продолжать двигаться вперед по дороге жизни. Вот только ассоциативные связи срабатывают как капкан: смех — звон стекла — имя помощницы— синее платье — город у моря — разболевшаяся голова…и нахлынувшие некстати воспоминания нет-нет да закружат тебя в пульсирующем танце непрожитого…
Клинический психолог