Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

В.Поленов - картина "Парфенон. Храм Афины-Парфенос",1882 год

В 1881–1882 годах Василий Поленов совершил свое первое путешествие на Ближний Восток — в Египет, Палестину и Сирию — с целью сбора материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница („Кто из вас без греха?“)» (1887, Государственный Русский музей).

Вместе с князем Семеном Абамелек-Лазаревым и историком искусства Адрианом Праховым он почти два месяца изучал в Египте культуру этой страны разных периодов. Примерно столько же они путешествовали по Святой Земле, по местам, связанным с земной жизнью Христа. Побывали в Константинополе и Афинах.
Результатом поездки для художника стали многочисленные наброски, рисунки и серия из более ста этюдов с изображением природы, древней архитектуры Востока и местных типов. Поленов стремился к достоверной передаче в этих произведениях особенностей ландшафта, быта, костюмов, которые, по его убеждению, мало изменились с I века нашей эры.

Живописные этюды были показаны на 13-й выставке Товарищества передвижников в 1885 году. Впервые в истории русского искусства художник экспонировал подготовительные работы наравне с законченными произведениями.

Практически все этюды приобрел с выставки Павел Третьяков, в связи с чем в Галерее до сих пор находится самая значительная часть этой серии. Особенно восторженно эти этюды художника приняли молодые живописцы, для которых подлинным откровением стало смелое отношение Поленова к цвету, передаче световоздушной среды и свежесть натурного впечатления.
Возвращаясь из путешествия весной 1882 года, Поленов и его спутники остановились на несколько дней в Афинах, где художник исполнил этюды с изображением храмов Акрополя.

В пейзаже «Парфенон. Храм Афины Парфенос» груды камней занимают едва ли не столько же места, сколько здание Парфенона, главного храма Афинского полиса, посвященного богине Афине.
Древние камни, которые разбросаны на подступах к храму, затянутое предгрозовыми тучами серо-стальное небо, величественные колонны Парфенона создают захватывающее своим драматизмом ощущение печали по ушедшей в глубину веков красоте.

Для Поленова, воспитанного на высокой античной культуре, Парфенон — вневременной эстетический идеал.
В этюде подчеркнуто личное многозначное восприятие архитектурного памятника художником.
Опубликовала    вчера, 11:57
0 комментариев

Похожие цитаты

Абрам Ефимович Архипов - картина "Прачки"

Тема судьбы народной продолжала главенствовать в русском искусстве 1890 — 1900-х гг. и раскрывалась его мастерами все с новых и новых сторон.

Замысел картины родился у Абрама Архипова во время посещения прачечной неподалеку от Смоленского рынка в Москве. Художник работал над полотном в течение нескольких лет.
Он вспоминал, что, когда раз за разом возвращался в прачечную, видел все по-новому, поэтому не единожды переосмысливал содержание своей работы.
Однажды его «сбила с толку» женщина, кото…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 янв 2025

Михаил Нестеров - картина " Жены-мироносицы"

Сегодня, День жён-мироносиц. Это - переходящий праздник, в Русской православной церкви именуется «неделя 3-я по Пасхе».

Впервые к евангельскому сюжету, повествующему о воскресении Христа, Нестеров обратился во время первого путешествия по Италии, совершенного в 1889 году на деньги, полученные от продажи «Пустынника» (1889, Государственная Третьяковская галерея) П.М. Третьякову.

Из Неаполя художник радостно сообщал родителям: «Задуманные картины в голове моей все более и более делаются ясными.
Если не удастся сделать всех этюдов к «Женам Мироносицам», то по приезде в Москву попытаюсь начать этюды к «Преподобном…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  04 мая 2025

Михаил Иванович Зощенко - картина "Волостной суд"

А знаете ли вы, что отец Михаил Михайловича Зощенко был художником? Пусть не первой величины, но всё-таки в историю русской живописи вошёл.

Автор картины — Михаил Иванович Зощенко (18571908) — это отец известного советского писателя М. М. Зощенко.

Михаил Зощенко — автор картин бытового жанра, портретист и иллюстратор, известный также как отец прославленного советского писателя Михаила Зощенко.
С 1877 по 1884 будущий живописец обучался в Императорской Академии художеств у акварелиста Василия Верещагина, но, не окончив полного курса, вышел со званием неклассного художника. С 1893 по 1906 год Зощенко работал в мозаичной мастерской А…
Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  11 авг 2025

В.В.Верещагин - картина "Святое семейство"

Сегодня я хочу вас познакомить с совершенно необычной работой Василия Верещагина.

Палестинская серия была создана после поездки художника в Сирию и Палестину, где он написал около 50 этюдов: пейзажи, историко-этнографические сцены, памятники и сюжеты из библейской истории. Вернувшись после окончания путешествия в свою мастерскую в Париже, Верещагин посвятил остаток 1884 года и часть 1885-го написанию картин на евангельские темы.

В картине «Святое семейство» вместо традиционного изображения тре…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  18 мар 2025

Илья Репин - картина "Портрет М.О. Микешина",1888 год

9 (21) февраля - 190 лет русскому живописцу и графику, представителю петербургского академизма, скульптору пореформенной эпохи.

Михаил Осипович Микешин (1835−1896), живописец и скульптор, автор знаменитого памятника 1000-летию России в Новгороде (1862), памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге, памятника Богдану Хмельницкому в Киеве (1888),
иллюстратор романа «Евгений Онегин».
Портрет был исполнен Репиным в период расцвета его художественного дарования.

Репину в эти годы было подвластно всё, и всякий раз он сохранял творческую индивидуальность уверенного в себе творца, не поддающуюся никаким влияниям.
По выразительнос…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 фев 2025