Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

В.Серов - картина "Похищение Европы",1910 год

1907 году Валентин Серов совместно с художником Львом Бакстом предпринял путешествие в Грецию. Поездка была вызвана творческими планами Серова: разработкой замысла картины, посвященной древнегреческому преданию о царевне Навзикае, а также заказом по росписям зала Греческой архаики в Музее изящных искусств. Художники посетили города Афины, Коринф, Микены, остров Крит и другие достопримечательности. Сильное впечатление на Серова произвел афинский Акрополь.

В письме к жене Ольге он делился наблюдением, что «никакие картины, никакие фотографии (не в силах) передать этого удивительного ощущения от света, легкого ветра, близости мраморов, за которыми виден залив, зигзаги холмов. Удивительное соединение понимания высокой декоративности, граничащей с пафосом даже, — с уютностью…
Храм Парфенона нечто такое, о чем можно и не говорить — это настоящее действительное совершенство».

В Греции у Серова родился замысел картины «Похищение Европы». Он обратился к любимому художниками сюжету из античной мифологии: сцене похищения Европы, дочери финикийского царя, богом Зевсом, который в облике быка увез ее на остров Крит. Взявшись за мифологический сюжет, Серов-реалист решал непривычную для себя задачу написания картины по воображению. Работа над полотном строилась по-прежнему в опоре на натурные впечатления. Серов черпал вдохновение как в окружающем ландшафте, так и в памятниках греческой архаики. Особое его внимание привлекли раскрашенные женские статуи — так называемые Коры, а также открытые в то время фрески Кносского дворца на Крите. Вместе с тем Серов желал отойти от реализма и приблизиться к изобразительному языку древних мастеров. Во множественных этюдах, живописных, графических и скульптурных эскизах он стремился понять природу архаического искусства, в котором ощущал нечто «живое, трепетное».

Картина «Похищение Европы» по исполнении отразила эволюцию художественной манеры Серова, вобрала в себя черты искусства как древнего, так и современного. В ней слились свежие впечатления от искусства Крито-Микенской (Эгейской) культуры, тяготение к модерну и интерес к опытам фовизма.
Произведению свойственна плоскостность и декоративность, стилизация и обобщенность форм, колористический лаконизм с сочетанием активных насыщенных цветов, упругая выразительная линия силуэтов, задающая динамику и ритмичность.
Полотно стало для Серова живописным экспериментом. Не случайно, работая над картиной до конца жизни, он так и не показал ее друзьям-художникам.
Опубликовала    25 авг 2025
0 комментариев

Похожие цитаты

Абрам Ефимович Архипов - картина "Прачки"

Тема судьбы народной продолжала главенствовать в русском искусстве 1890 — 1900-х гг. и раскрывалась его мастерами все с новых и новых сторон.

Замысел картины родился у Абрама Архипова во время посещения прачечной неподалеку от Смоленского рынка в Москве. Художник работал над полотном в течение нескольких лет.
Он вспоминал, что, когда раз за разом возвращался в прачечную, видел все по-новому, поэтому не единожды переосмысливал содержание своей работы.
Однажды его «сбила с толку» женщина, кото…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 янв 2025

Михаил Нестеров - картина " Жены-мироносицы"

Сегодня, День жён-мироносиц. Это - переходящий праздник, в Русской православной церкви именуется «неделя 3-я по Пасхе».

Впервые к евангельскому сюжету, повествующему о воскресении Христа, Нестеров обратился во время первого путешествия по Италии, совершенного в 1889 году на деньги, полученные от продажи «Пустынника» (1889, Государственная Третьяковская галерея) П.М. Третьякову.

Из Неаполя художник радостно сообщал родителям: «Задуманные картины в голове моей все более и более делаются ясными.
Если не удастся сделать всех этюдов к «Женам Мироносицам», то по приезде в Москву попытаюсь начать этюды к «Преподобном…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  04 мая 2025

Михаил Иванович Зощенко - картина "Волостной суд"

А знаете ли вы, что отец Михаил Михайловича Зощенко был художником? Пусть не первой величины, но всё-таки в историю русской живописи вошёл.

Автор картины — Михаил Иванович Зощенко (18571908) — это отец известного советского писателя М. М. Зощенко.

Михаил Зощенко — автор картин бытового жанра, портретист и иллюстратор, известный также как отец прославленного советского писателя Михаила Зощенко.
С 1877 по 1884 будущий живописец обучался в Императорской Академии художеств у акварелиста Василия Верещагина, но, не окончив полного курса, вышел со званием неклассного художника. С 1893 по 1906 год Зощенко работал в мозаичной мастерской А…
Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  11 авг 2025

В.В.Верещагин - картина "Святое семейство"

Сегодня я хочу вас познакомить с совершенно необычной работой Василия Верещагина.

Палестинская серия была создана после поездки художника в Сирию и Палестину, где он написал около 50 этюдов: пейзажи, историко-этнографические сцены, памятники и сюжеты из библейской истории. Вернувшись после окончания путешествия в свою мастерскую в Париже, Верещагин посвятил остаток 1884 года и часть 1885-го написанию картин на евангельские темы.

В картине «Святое семейство» вместо традиционного изображения тре…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  18 мар 2025

Илья Репин - картина "Портрет М.О. Микешина",1888 год

9 (21) февраля - 190 лет русскому живописцу и графику, представителю петербургского академизма, скульптору пореформенной эпохи.

Михаил Осипович Микешин (1835−1896), живописец и скульптор, автор знаменитого памятника 1000-летию России в Новгороде (1862), памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге, памятника Богдану Хмельницкому в Киеве (1888),
иллюстратор романа «Евгений Онегин».
Портрет был исполнен Репиным в период расцвета его художественного дарования.

Репину в эти годы было подвластно всё, и всякий раз он сохранял творческую индивидуальность уверенного в себе творца, не поддающуюся никаким влияниям.
По выразительнос…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 фев 2025