Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Евгений Демаков - картина «Святые князья Борис и Глеб»

6 августа — день памяти святых мучеников страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида. Первыми, кто был причислен Русской Церковью к числу святых.

Евгений Александрович Демаков (1968) — современный художник-реалист, дерзающий в своем творчестве не просто «самовыражаться и изображать», но и передавать вечные общечеловеческие чувства и эмоции, обобщая их до высот философских категорий этики и эстетики.
Перед нами современный художник-реалист, дерзающий в своем творчестве не просто «самовыражаться и изображать», но и передавать вечные общечеловеческие чувства и эмоции, обобщая их до высот философских категорий этики и эстетики.
Искусство для Евгения Демакова — это труд и дело всей жизни. Ради него он изменил фамильному призванию, а происходит художник из семьи врачей, для того, чтобы своим даром тоже послужить человеку.

В 1998 году с отличием окончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Гразунова при правительстве Российской Федерации (1995) и президенте Российской Федерации (1997). Член Союза художников России и Международной художественной ассоциации ЮНЕСКО с 2000 года.

***

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью.
Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии.

Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
**
Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов.
Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился.
Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц.
Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: „Я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе.
***
Вскоре и надолго они вошли в число самых любимых и почитаемых русскими людьми святых.
И сродники их, русские князья-воины, чувствуют их защиту и помощь…

В 1240 году в ночь перед Невской битвой ижорский воевода Пелгусий, в святом крещении Филипп, нёс ночную стражу в стане князя Александра у Финского залива.
На восходе солнца он услышал с моря шум и увидел плывущий на вёслах корабль, посреди которого стояли, скрестив руки на груди, одетые мглою, два князя в красных одеждах.
Он сразу понял, что это святые страстотерпцы Борис и Глеб. Пелгусий услышал, как Борис сказал: — Брате Глебе, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру!
Трепеща, стоял Пелгусий, пока корабль не скрылся с его глаз. Вскоре приехал князь, и дозорный рассказал ему о своём видении.
 — Не говори этого никому, — сказал князь и спустя небольшое время повёл свою дружину в бой. Великое множество шведов избил князь в этой битве, по которой и получил своё прозвание — Невский, и с победой возвратился в Великий Новгород.
***
А в 1380 году было видение ночному стражу войска благоверного князя Димитрия, Фоме Кацибею: на высоте большое облако; с востока шли как бы великие татарские полки, а с юга появились два светлых юноши, державшие в руках свечи и обнажённые мечи. Это были святые страстотерпцы Борис и Глеб. Они сказали татарским воеводам:
 — Кто велел вам истреблять отечество наше, от Господа нам дарованное? — и стали сечь врагов, так что никто не уцелел.

Наутро страж поведал о своём видении князю. Возведя очи на небо и воздев руки, Димитрий стал молиться:
 — Господи Человеколюбче, по молитве святых мучеников Бориса и Глеба, помоги мне!

И в тот день великий князь Московский Димитрий, по молитвам святых Бориса и Глеба, победил Мамая.

Борис и Глеб являются символами христианского смирения, братской любви, мученичества и жертвенности.
Опубликовала    сегодня, 13:33
1 комментарий

Похожие цитаты

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Пока однажды он не наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныПарадоксов Друг  09 фев 2013

Краски как черты лица, следуют за изменением эмоций.

Опубликовала  пиктограмма женщиныN - art  10 ноя 2018

Творчество больших художников есть всегда прекрасный сад с цветами и репейником, а не красивый парк с утрамбованными дорожками.

Опубликовал  пиктограмма мужчинывестник  07 мар 2016

Я полагаю, что для художника нет ничего труднее, чем писать розу; но создать свою розу он может, лишь забыв обо всех розах, написанных до него. Первый шаг к творчеству состоит в том, чтобы увидеть истинный облик каждого предмета.

Опубликовал  пиктограмма мужчинывестник  28 июн 2020

Мало кому удается превратить любимое занятие в профессию. Тем более художнику. Ведь искусством сыт не будешь, говорил девочке отец. А нужно иметь твердую почву под ногами, иначе этот безжалостный мир сломает тебя в одно мгновение, даже не задумываясь.

Иванна Вишневская. Тектоника

Опубликовала  пиктограмма женщиныYulia Monika  25 фев 2018