Когда моя дочь была маленькой, у нее была «особенная» игрушка — олень. Она брала его с собой везде — в кроватку, на прогулку, в гости. Олень помогал ей заснуть, «ел» вместе с ней, слушал сказки, «ходил» в детский сад и просто составлял компанию, что бы она ни делала. Он был ее «переходным объектом».
У Дональда Винникотта, британского психоаналитика, есть концепция переходного объекта и переходного пространства. Она про то, что в определенный момент времени, примерно с 5−6 месяцев ребенок «выбирает» для себя какой-то символический объект, который помогает ему пережить разлуку с матерью, ощутить ее отдельность от себя и справиться со своими чувствами и потребностями. Это может быть игрушка, плед, соска, край одежды и даже собственный палец. И этот объект становится для ребенка жизненно важным: он с ним засыпает, играет и защищается им от тревоги. Он становится пунктом пересечения внешнего и внутреннего, отправной точкой формирования чувства безопасности в этом парадоксальном взрослом мире и той первой «не-я» собственностью, взаимодействие с которой запускает процесс автономии и зрелости, чувства «владения» и контроля.
Представьте себе лес. В лесу есть множество деревьев и кустов — все это создает определенную атмосферу закрытости и уединения. Но в лесу бывает и просека, такое открытое пространство, где можно увидеть небо, яркое слепящее солнце, почувствовать ветерок. И там совсем другие ощущения, другая трава, цветы и совсем другое восприятие мира. Просека — это переходное пространство, где встречаются два мира: мир леса и мир луга или поля. Вот и в психике все то же самое.
И согласно этой концепции, каждый из нас функционирует на трех уровнях — в зоне собственной внутренней реальности, реальности внешней и в промежуточной (переходной) зоне опыта. Слишком раннее столкновение с непредсказуемым внешним миром, к которому детская психика не готова, как правило, приводит к душевным травмам. Поэтому «появляется» переходное пространство, которое позволяет ребенку постепенно переходить от реальности внутренней и субъективной к реальности внешней и объективной через игру. «Переходный объект» как бы вплетается в Я ребенка, но при этом остается снаружи. Он позволяет физически целенаправленно с собой взаимодействовать, обеспечивая ребенку непрерывность ощущения себя и снижая тревогу.
Любимая игрушка для ребенка — это всегда больше, чем просто игрушка. Она находится в «переходном пространстве» между реальностью и фантазией. Ребенок знает, что это просто предмет, но в то же время наделяет его особыми качествами. Она символизирует для него мамину любовь и заботу и становится «мостиком» между зависимостью и самостоятельностью, фантазией и реальностью. Со временем переходным пространством для нас становится уже не детская игрушка (хотя и так бывает), а искусство, творчество, религия, музыка, книги, хобби, игры и всякие зависимости, которые обеспечивают нашу стабильность в стрессовые моменты и позволяют отдыхать нашей психике от постоянной необходимости отделять «Я» от «не-Я»
Знаете, иногда я думаю о том, что чтобы справляться с жизнью, не обязательно полностью управлять ситуацией, которая порой напоминает разбушевавшуюся стихию. Вполне достаточно уметь организовать для себя безопасное «переходное пространство», которое позволит «пережить» бурю. И это доступно для каждого из нас и в любом возрасте…
Клинический психолог