Подобно тому как существуют законы природы, так и в жизни духовной существуют законы духовные.
Предположим, человек бросает вверх тяжёлый предмет. Чем с большей силой и чем выше он его подбросит, тем с большей силой предмет упадёт вниз и разобьётся. Это природный естественный закон.
А в жизни духовной, чем выше человек поднимается от своей гордости, тем сильнее будет его духовное падение, и в соответствии с высотой своей гордыни он разобьётся [духовно].
«Возносяйся смирится"(Лк. 18: Мф. 23: 12).
Это закон духовный.
Однако между естественными и духовными законами есть значительная разница. Естественные законы «несердобольны» и человек не может их изменить. А вот законы духовные «сердобольны», и человек изменить их может.
Осознав, как «высоко» он залетел от своей гордости, человек скажет:
«Боже мой, у меня нет ничего своего, и я ещё горжусь?! Прости меня!» — и сразу же бережные руки Бога подхватывают этого человека и нежно опускают его вниз, так что его падение остаётся незаметным.
***
Таким образом человек не сокрушается от падения, потому что ему предшествовало сердечное сокрушение и внутреннее покаяние.
Если человек не смиряется, то духовные законы будут действовать на него до тех пор, пока он не откажется от своего эгоизма.
Смирение, в данном контексте, является необходимым условием для духовного роста и освобождения от эгоистических привязанностей.
Смирение — это не унижение, а осознание своей немощи и зависимости от Бога, а также готовность принять волю Божию.
По мнению Паисия Святогорца, если человек упрямо противится духовным законам, то они будут действовать на него, пока не приведут к сокрушению его эгоизма, то есть пока он не осознает свою неправоту и не смирится. Этот процесс может быть болезненным, но необходимым для духовного исцеления и спасения.