Представьте, что ваша жизнь — это большой платяной шкаф, в котором с годами какой только одежды для души не скопилось. И, возможно, из одних вещей вы уже давным-давно «выросли», другие вышли из моды, а третьи вообще непонятно как там оказались — неудобные они и совсем вам не подходят. И хотя со временем этот шкаф становится довольно полным, чаще всего мы «носим» привычное, застревая на определенных моделях мышления и поведения, будто следуем какому-то сценарию, и никак не решимся выбросить ненужное, чтобы из этого самого сценария выйти.
Жизненный сценарий — это одна из самых увлекательных концепций в транзактном анализе. Эрик Берн, отец транзактного анализа, считал его тем инструментом, с помощью которого человек структурирует время от рождения к смерти.
Сценарий — это развивающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве (до 7−8 лет) под влиянием родителей и значимых взрослых на основе собственных детских решений и интерпретаций событий. Он представляет собой бессознательную организацию опыта, сложную матрицу паттернов поведения и жизненных решений, которые основаны на физиологических реакциях выживания, убеждениях, подкрепляющем опыте, вытесненных чувствах и потребностях. Некоторые называют его судьбой.
Жизненный сценарий состоит из:
1. Родительских посланий, которые начинаются с «не» (обычно невербальных или косвенных): «Не будь», «Не думай», «Не чувствуй», «Не достигай успеха» и т. д. Из контрпредписаний, который звучат как «будь»: «Будь сильным», «Будь лучшим», «Старайся», «Рудуй других», «Торопись». Из программ, которые указывают на то, как именно исполнять то, что велят контрпредписания: «учись на пятерки», «уважай старших», «много работай» и т. д. И из атрибуций, становящихся частью идентичности ребенка, то есть того, каким родители ребенка «называют»: «Ты умный», «Ты ленивый», «Ты такой же, как твой отец» и т. д.
2. Детских решений. На основе родительских посланий и своего опыта ребёнок принимает решения о себе, других и мире. Эти решения кажутся ему наилучшим способом выжить и занять свое место в семейной системе. Например: «Я должен всегда радовать маму, чтобы она меня любила» (решение на основе страха отвержения). «Я никогда не буду успешным, как мой отец» (решение на основе сравнения с отцом и предписания «Не будь лучше»), «Никому нельзя доверять» (решение на основе негативного опыта) и т. д.
3. Психологических «поглаживаний» (внимания). Сценарий формируется так, чтобы обеспечить получение «поглаживаний», даже если они негативные (негативное внимание лучше полного его отсутствия).
4. Психологических игр. Сценарий часто включает в себя репертуар определенных психологических игр, которые человек бессознательно проигрывает для подтверждения своих сценарных убеждений и получения «сценарной расплаты».
5. Сценарной расплаты. Под ней понимается привычное чувство или ситуация, к которой человек стремится, подтверждая свои ранние решения. Это может быть чувство вины, одиночества, триумфа, гнева и т. д.
Наш разум не работает путем вычитания, а это значит, что чем больше в нашем «жизненном шкафу» накапливается «неподходящего», которое надо бы «вычесть» из нашей жизни, тем больше мы подтверждаем свой жизненный сценарий аналогичными ситуациями. Хорошая новость заключается в том, что порядок в своем «шкафу» можно навести в любом возрасте, осознав и «переписав» какие-то части своего жизненного сценария. Вот так…
Клинический психолог