Представьте, что вы проснулись ранним солнечным утром от того, что кто-то мяукает и скребется в вашу дверь. Вы выходите на лестничную площадку, а там маленький тигренок. Вы приносите его домой и начинаете кормить. Мясом. Потому что знаете, что тигры едят мясо. И вы кормите тигренка каждый день. И порция мяса все увеличивается- тигренок растет. И его аппетит тоже. И теперь, когда он голоден, он не мяукает, а рычит. И порой довольно грозно. И у вас начинают закрадываться мысли о том, что однажды вы сами можете стать его обедом. Неприятно, правда? Вот так и с чувством вины. Сперва она скребется и жалобно мяукает, а мы начинаем ее кормить. Снова и снова. Пока слабое мяукание не становится рычанием способного нас поглотить зверя.
Вина бывает бессознательной и сознательной. Большая часть этого чувства является сознательным и носит невротический характер: я сделал что-то плохое — я чувствую себя виноватым. Или я ни в чем не виноват, но почему-то чувствую свою вину (эдипова вина). Бессознательное чувство вины Фрейд приравнивал к потребности к наказанию. И считал, что бессознательную вину сопровождает моральный мазохизм, при котором наше «Я» желает подчиняться «Сверх-Я». Это когда чувство вины чередуется с чувством стыда и возникает глубокая тревога по поводу «идеального Я», которое недостаточно идеально, проявило себя не вполне хорошо, а значит возникает потребность в наказании. Бессознательная вина приводит к освобождению сил саморазрушения и самодеструкции, которые направляются в тело и часто выливаются в различные соматические симптомы и аутоиммунные заболевания. То есть сознательное чувство вины относится к Эдипу, в бессознательное — к идеальному Я.
Детство — это кладовая чувства вины, в которой хранится позитивный и не очень опыт, определенные паттерны поведения и заготовки наших реакций на разные жизненные ситуации. И все это выдается нам по первому требованию. Так вот, кладовая эта состоит из трех основных секторов: болевые точки, модели воспитания и реальные психологические травмы.
Сектор «болевые точки» сплошь уставлен баночками нашего прошлого эмоционального опыта, коробочками взаимоотношений с родителями и другими взрослыми, братьями, сестрами, одноклассниками, знакомыми и друзьями. Сектор «Модель воспитания» является главным в кладовой чувства вины. Психика ребенка напоминает податливую глину в руках опытного или не очень скульптора, который вылепливает из нее подобие себя. Модель воспитания формирует сценарии для чувства вины: как, когда, сколько и в какой момент она будет испытываться. Сектор «психологические травмы» заполнен воспоминаниями о тех ситуациях, в которых мы испытывали боль, вину и стыд. И дверь в этот отсек всегда открыта- чтобы помнили.
И вы знаете, нет ничего плохого в том, чтобы иногда заходить в эту кладовую, но вот только жить там постоянно, поверьте, не стоит…
Клинический психолог