Место для рекламы

Необычная страсть актера Николая Крючкова и гибель третьей жены на его глазах

В начале января 2021 года исполнилось 110 лет со дня рождения знаменитого советского актера Николая Крючкова. Он был настоящим народным актером: правдоподобно играл простых рабочих, а также матросов, шахтеров.

Играть таких людей Николаю Афанасьевичу нравилось, ведь он и сам был из простых: родился на Пресне в простой рабочей семье ткачихи с Трехгорной мануфактуры и грузчика.

Жилось непросто: в семье было 7 детей, однако выжить смог только Николай. Рано ушел и отец. Поэтому будущему актеру пришлось рано повзрослеть, он выучился на гравера-накатчика и отправился работать на Трехгорную мануфактуру, где работала его мать.

Но только работой жизнь Николая Крючкова не ограничивалась — он несколько лет занимался художественной самодеятельностью, после чего в возрасте 17 лет поступил в студию при Театре рабочей молодежи.

На вступительный экзамен он пришел с гармонью, но его попросили прочесть стихи, а потом монолог. И наконец-то кто-то попросил сыграть. И тут Николай показал свой творческий талант в полной мере. Он долго и от души играл, плясал. Такого искреннего задора экзаменаторы не ожидали и … зачислили парня в училище.

Вот только мать его увлечения, которое стремительно трансформировалось в профессию, не одобрила. Она считала актерство сына — откровенным баловством, которое не будет приносить ему стабильный доход.

Но Николай Крючков придерживался другого мнения. Он окончил училище в 1930 году, после чего сначала работал в ТРАМ (Театр рабочей молодежи), а с 1934 года сотрудничал с разными театрами, но по большей части снимался в кино.

Свою первую роль в фильме Николай Крючков получил в 20 лет. В свой фильм «окраина» его пригласил Борис Барнет. Режиссер говорил, что Крючков — вылитый сапожник Сенька, именно тот, кто ему нужен.

«Народная внешность» — говорили про Крючкова режиссеры. Их слова были недалеки от истины — как-то Крючков не попал на премьеру фильма со своим участием — охрана на входе не поверила, что он актер. Сапожник, дворник, уличный продавец — кто угодно, только не актер. И не пустили.

Именно «Окраины» сделали актера популярным среди режиссеров. К примеру, его на одну из главных ролей в свой фильм «Тринадцать» утвердил Михаил Ромм. Это был едва ли первый советский вестерн.

Сначала актер согласился на это предложение, но в фильме в итоге так и не сыграл. Говорили, что он запил, и был снят с роли. Но есть и другая версия. В начале съемок с Средней Азии Ромм влюбился в жену Бориса Барнета актрису Елену Кузьмину Барнет срочно прибыл на съемки и вступил в конфликт с Роммом, но ему пришлось отступить — Кузьмина решила остаться с новым возлюбленным.

Тогда Николай Крючков полностью открыто выступил на стороне Барнета, после чего сразу лишился роли в фильме Ромма. Впрочем, об этом он жалел совсем недолго — его охотно приглашали в другие фильмы.

Он снялся в лентах, вошедших в Золотой фонд отечественного кино: «Свинарка и пастух», «Трактористы», «На границе». Он быстро получил признание и стал пользоваться неподдельным уважением среди коллег. Сергей Бондарчук называл его русским богатырем.

В годы Великой Отечественной войны Николаю Крючкову пришлось переключиться на роли военных — таков был запрос времени. Получилось у Николая Афанасьевича очень убедительно: «Антоша Рыбкин», «Парень из нашего двора» и культовый фильм «Небесный тихоход».

Крючков в самом начале войны хотел честно уйти на фронт, и даже записался на призывном пункте, но ему отказали, сказали, что талантливые актеры здесь нужнее. Впрочем, на фронте он был не раз в составе «фронтовых бригад».

По большей части трудился в эти годы актер в Алма-Ате, куда эвакуировали «Мосфильм». Снимали там едва ли не круглосуточно, единственное, чем позволял себе расслабиться актер после смены — это стакан спирта, после которого он ложился на три-четыре часа спать под ругань недовольной супруги Марии Пастуховой.

Шли годы, и Крючков немного сменил амплуа, он часто играл опытных и где-то даже мудрых выходцев из народа. Его снимал Рязанов («Гусарская баллада»), Данелия («Осенний марафон»), Владимир Басов («Служили два товарища»). Роли часто были небольшими, но очень украшали фильмы, поэтому представить советское кино без Николая Крючкова решительно невозможно.

Годы войны Николай Крючков прожил с первой супругой Марией Пастуховой, с которой познакомился в 1938 году, потом женился, а в 1945 году развелся. Оба считали, что были молоды и неопытны, поэтому не смогли найти общий язык в быту в непростое военное время.

После окончания войны Крючков встречает актрису Аллу Парфаньяк, с которой они прожили 12 лет. Однако в итоге последовал разрыв — актриса ушла к Михаилу Ульянову, с которым прожила до смерти.

Третий брак актера продлился совсем недолго. Николай Крючков в 1959 году на съемках знакомится с лыжницей Зоей Кочановской, вскоре сыграли свадьбу, а через три месяца проездом были в Ленинграде.

Там произошел такой эпизод: в самом центре северной столице Зоя попросила остановить автомобиль, чтобы купить помаду. Она перебежала дорогу, купила помаду, и побежала обратно. В это время ее насмерть сбил грузовой военный автомобиль. Умерла она на руках у мужа. Актер очень тяжело пережил эту трагедию.

С четвертой супругой Лидией Николаевной Николай Крючков познакомился в 1962 году на съемках, где она была ассистентом режиссера «Капроновых сетей». Разница в возрасте в 20 лет не помешала паре создать крепкую семью и прожить вместе до самой смерти актера в 1994 году.

Как-то актриса сказала, что ее муж Николай Крючков, конечно, любил рыбалку, об этом знали многие. Но главной его страстью были наручные часы, которые он часто покупал. Дарил без повода, регулярно, и от души.

Опубликовал    10 апр 2021
0 комментариев

Похожие цитаты

Александр Ширвиндт. «Ветер перемен»

Я могу набросать портрет поколения. Но зачем? Мне кажется, сегодня наш опыт мешает.

В словарях типа Даля написано, что «на сто лет считают три людские поколенья». Так что у меня идёт конец третьего поколения.

Мы — моё и предыдущее поколение — как жили? Мы не знали, что такое деньги. Была зарплата и сберкнижки. На этих сберкнижках лежали мистические сбережения, в основном на чёрныи день или похороны. Старички и старушки копили, чтобы их похоронили по-человечески. В остальном была коммунальная ж…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  07 мар 2020