Картина Павла Андреевича Федотова «Сватовство майора» сейчас находится в Третьяковской галерее. У нее нет недостатка во внимании и зрителях. Тем интереснее экскурсия, которую проводит сам художник в стихотворении собственного сочинения «Рацея». Оно было написано специально для рассказа о картине и прочитано в 1849 году на выставке Академии художеств.
 «Вот извольте посмотреть!»
 Рацея, то есть назидание, нравоучение, касается того, что происходит на полотне. Перед зрителем разыгран целый спектакль — со множеством действующих лиц, с недосказанностью или, наоборот, излишней вычурностью, с иронией, которую вложил в произведение автор — не просто живописец, но еще и драматург.
 «Честные господа, пожалуйте сюда!
 Милости просим, денег не спросим:
 Даром смотри,
 Только хорошенько очки протри».
 Сюжет разворачивается вокруг купеческой невесты и бравого майора, пожаловавшего свататься. Федотов, как мастер критического реализма, не мог обойти вниманием обычай договорного брака, где у каждой из сторон прослеживался материальный интерес.
  «Экскурсию» Федотов начинает с рассказа о доме, в котором происходит действие: «вот купецкий дом, — всего вдоволь в нем, только толку нет ни в чем». Купец, заработавший большое состояние, недоволен своим социальным статусом и собирается улучшить его, выдав дочку за обнищавшего дворянина, а то «своя борода — мне лихая беда. На улице всякий толкает».
 Купец, несмотря на притязания, не вполне готов к новой роли, и потому выглядит смешно:
 «Не сладит с сюртуком,
 Он знаком больше с армяком;
 Как он бьется, пыхтит, застегнуться спешит:
 Нараспашку принять — неучтиво».
  Мать невесты, выторговав для дочки «хоть майора», тоже не в своей тарелке:
 «Не нашла, знать, по головке чепца.
 По-старинному — в сизом платочке.
 Остальной же наряд у француженки взят
 Лишь вечор для самой и для дочки».
  Дочка, одетая во все французское, к вниманию и общению не привыкла, «наша невеста не найдет сдуру места», а потому в смущении пытается убежать, «а умная мать за платье ее хвать!».
 В соседней горнице жених, и о нем у Федотова тоже яркая характеристика:
  «Майор толстый, бравый, карман дырявый, крутит свой ус:
 „Я, дескать, до денежек доберусь!“»
 Совершающаяся на глазах зрителя сделка, которая не имеет ничего общего с любовью и вообще какими бы то ни было возвышенными чувствами, а касается лишь обмена статуса на материальные блага и наоборот, высмеивается Федотовым как неприглядное явление времени.
 Картина дополнена персонажами, которые прибавляют сцене достоверности, завершенности. Это, в первую очередь, сваха — непременный участник «взаимовыгодных» браков.
 «Как, справа, отставная деревенская пряха,
 Панкратьевна-сваха, бессовестная привираха,
 В парчовом шугае, толстая складом,
 Пришла с докладом».
 Отдельно Федотов обращает внимание зрителей на обстановку дома. Это накрытый к приходу жениха стол, картины, развешанные по стенам, на одной из которых — «батюшка Кутузов, что первый открыл пятки у французов», а «на средине висит высокопреосвященный митрополит».
  И в конце своего рассказа художник указывает на персонаж, который приковывает внимание не меньше, чем жених и невеста — кошку, которая «рыльце умывает». Как и положено в рацее, не обходится без напутствия —
 «У нее бы не худо немножко
 Деревенским барышням поучиться
 Почаще мыться».
 Картина «Сватовство майора» имела огромный успех, Академия художеств присвоила за нее Федотову звание академика. А «экскурсия» завершается так:
 «А что, господа, чай устали глаза?
 А вот, налево, — святые образа…
 Извольте перекреститься
 Да по домам расходиться…»