Место для рекламы

Почему - ёлка, откуда Дед Мороз?

Наверное, такими вопросами задавались многие из нас. В самом деле: почему не какое-то другое дерево, а именно ель используется в России и многих других странах в качестве главного Новогоднего и Рождественского древа? И с каких пор у нас появился Дед Мороз, да еще в компании с красавицей Снегурочкой?
Думаю, далеко не все знают точные ответы на эти вопросы, как до недавнего времени и я. Вернее, до сегодняшнего дня. А как захотел узнать, просто полез в интернет — он же все знает! И вот что там «нарыл».

Так почему — ёлка?
Существует множество версий по поводу этого вопроса, в том числе и самых абсурдных. Но самым верным способом для раскрытия этой тайны является погружение в историю. Наверное, никто не будет спорить со мной (а вернее — с интернетом) по поводу того, что многие новшества и даже некоторые праздники приходят и приходили к нам из Европы. И елка как символ празднования Рождества и Нового года пришла к нам оттуда, а именно с территории нынешней Германии.
В далекие времена, когда население Земли жило общинами и племенами, местные жители поклонялись этому священному для них дереву. Оно было символом благополучия, вечной молодости и защиты жилища от злых духов. Сначала древние люди искали самую большую елку (в конце года), а затем украшали ее различными предметами, в основном едой. Это могли быть яйца, яблоки или орехи. Сделанные своими руками игрушки также красовались на дереве. Все это считалось своеобразным обрядом, который способен привлечь силу добрых духов.
Кстати, в Египте еще во времена фараонов было принято наряжать деревья к Новому год, ёлок у них там, понятное дело, нет, поэтому египтяне украшали растущие на территории страны пальмы и также считали своим долгом задабривать своих богов различными плодами их земель.
В некоторых городах Европы елку устанавливали не для целей празднования Нового года, а для других торжеств. Например, в Вене (столице Австрии) ель считали традиционным деревом на день святого Николая. В Чехию этот символ пришел в начале XIX века, если быть точнее, то в 1820 году. Для восточных стран елка стала символом наступления Нового года только в XX веке. Для Турции, правда, это событие продлилось недолго, так как уже в 1936 году приняли решение о запрете елки вследствие истощения лесных ресурсов. В Тегеран и Марокко эта традиция пришла в 1960 году.
Многие российские граждане, наверно, думают, что ель на Новый год присутствовала всегда. Но не тут-то было. Всем давно известно, что ни одно, даже не слишком значимое событие в стране, не может пройти спокойно. Поэтому можно выделить несколько этапов, когда елка имела место быть на новогодних праздниках, а когда нет.

Этапы появления елки в России:
1. Основную часть европейских нововведений привез в нашу страну Петр I. Следуя его указу, в 1700 году стали не только наряжать елку к Новому году, но и праздновать Рождество. Правда, в те времена украшенная к торжеству елка считалась роскошью, и ее устанавливали только в богатых семьях и на царском дворе.
2. В период военных действий, с 1914 по 1918 годы, елку запретили. Это была Первая Мировая война, и российское правительство категорически запретило использовать елку на праздники, так как ее происхождение было связано с вражескими странами
3. Затем, после образования Советского Союза, в 20-х годах XX века ее запретили уже по религиозным соображениям.
4. Можно сказать, что полноценным началом «царствования» елки как символа новогодних торжеств стал только конец 1935 года, и эта традиция неизменна в нашей стране уже на протяжении почти восьмидесяти лет.
Нелегка судьба у нашей елки. В наше время мы уже не сможем представить ни один Новый год без этой украшенной лесной красавицы, которая восхищает своей прелестью не только взрослых, но и маленьких детишек. Ведь они постоянно с нетерпением ждут момента, когда смогут получить свои долгожданные подарки, принесенные Дедом Морозом и поставленные под елку.

А теперь — Дед Мороз!
Известно, что образ Деда Мороза складывался на Руси долгие века, а появление Снегурочки приходится на начало 1950-х годов. Образ дедовой внучки был придуман Сергеем Михалковым и Львом Кассилем.
В русском фольклоре имеется много легенд и сказок о Морозе, который был хозяином снежных лесов и полей, он приносил на землю метели, холод и снег. В те времена Мороз редко одаривал подарками людей, а наоборот, они пытались его задобрить и сами преподносили ему дары. Когда на Руси люди стали встречать новогодний праздник в зимнее время, ночью с 31 декабря на 1-е января, дедушка Мороз стал основным действующим лицом нашего празднества. Однако характер его несколько изменился, так как он подобрел и в новогоднюю ночь стал приносить для детей подарки.
Как известно, родиной деда является Великий Устюг, откуда он едет к нам на новогодние праздники. Работает дедушка всего неделю в году, а всё оставшееся время он отдыхает на курортах и осуществляет подготовку к следующему новогоднему празднику (производит подарки, ремонтирует сани и тренирует оленей).
Дед Мороз всегда приходит на праздники со Снегурочкой. Она ему помогает нести мешок с подарками, запрягать и распрягать оленей, осматривает сани. А перед началом Нового года, оказывает помощь дедушке в разборке писем и другой корреспонденции, которая поступает в резиденцию Мороза в колоссальных объёмах, придумывает необычные представления и подарки для малышей, их развлекает, а в это время дедушка выведывает у родителей, как вели себя в течение года их детки.
В России день рождения Деда Мороза отмечается 18 ноября именно в это время, по наблюдениям синоптиков, на «родине» Деда Мороза в Вологодской области начинается настоящая морозная зима.
Сколько лет зимнему кудеснику точно не знает никто, но известно, что за последние две тысячи лет Дед Мороз не раз представал в разных образах: сначала в облике восточнославянского духа холода Трескуна, затем как персонаж старинных сказок Морозко, в более поздних версиях — Мороз Иванович, Мороз Елкич.
Приходить в дом с подарками дедушка стал с началом празднования Нового года на Руси. Раньше он дарил подарки послушным и умным детям, а озорников колотил палкой. Со временем Дед Мороз заменил палку волшебным посохом, который помогает ему отогревать все живое в лютые морозы и зажигать новогодние елки. Одаривать ребятишек подарками дедушке помогает внучка — Снегурочка.
На страницах книг Дед Мороз впервые появился в 1840 году, когда были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» Владимира Одоевского; тогда зимний кудесник был назван Морозом Ивановичем.
В 1920-е годы, после Октябрьской революции, Россия вступила на путь борьбы с «религиозными предрассудками». С 1929 года были отменены все церковные праздники, рождественский выходной день стал рабочим, а Дед Мороз стал «продуктом антинародной деятельности капиталистов» и «религиозным хламом». Новый год вновь стал отмечаться лишь в 1936 году. В 1937 году Дед Мороз впервые появился перед советскими детьми вместе со своей внучкой Снегурочкой на празднике елки в московском Доме Союзов.

Деды Морозы народов России
Свои Деды Морозы есть и у многих народов России.
Татарcкий Дед Мороз — Кыш-Бабай. Особые приметы: синий кафтан, вместо шапки — мохнатая тюбетейка. Как гласит легенда, именно Кыш Бабай в древности отвечал за веселое празднование прихода нового года. Праздничные обряды совершались с 21 декабря по 1 января. А праздник этот назывался Нардуган.
Чувашский Дед Мороз — Хёл Мучи. Дом чувашского Деда Мороза — Хёл Мучи стоит на Красной площади города Чебоксары, у Чебоксарского залива. Живет он вместе со своей внучкой Снегурочкой (по-чувашски — Юр Пике), а из чудесных артефактов обладает сундуком, исполняющим желания, маятниковыми часами, приносящими счастье, и говорящим самоваром.
Удмуртский Дед Мороз — Тол Бабай. Особые приметы: шуба у него фиолетовая, а посох кривой — от долгих путешествий по миру. Свои подарки волшебник носит в берестяном коробе. Место жительства: Удмуртия, Ширканский район, деревня Титово.
Осетинский Дед Мороз — Артхурон. Это не просто новогодний дед, а божество по имени Артхурон, которое переводится как «Огонь Солнцевич». Сейчас коренные осетинцы почти не упоминают его имени, оно сохранилось только в названии ритуального пирога, который каждая семья печет на Новый год.
Мордовский Дед Мороз — Нишке, Мороз Атя. В мордовской мифологии есть персонаж Нишке, который считается высшим богом. У Нишке есть две дочери, Кастарго и Вецорго, которых призывают в заговорах от болезней, и жена Нишке-ава. Мордва знает, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном живет Дед Мороз, которого называют Мороз-атя, в другом — Дед Мякина, в третьем — пятница, в четвертом — воскресенье, в пятом — зима, в шестом — лето, а седьмой открывать нельзя, и поэтому никто не знает, что там находится. Мороз Атя в праздничные дни живет в своей усадьбе, которая находится в мордовском селе Кивать в Кузоватовском районе Ульяновской области.
В республике Марий Эл Дед Мороз и Снегурочка — Йушто Кугыза и Лумудыр. Имя деда переводится как «Холодный дедушка». К ребятам он приходит вместе со своей внучкой Лумудыр (Лумдыр). Но кроме Йушто Кугыза у марийцев существует еще один персонаж, претендующий на сходство с Дедом Морозом по роли и обязанностям разносить подарки. Это Дед Василий, в Марий Эл его называют Васли Кува-Кугыза. Он вместе со своей старухой по имени Шорыкйол Кува-Кугыза является главным действующим лицом праздника Шорыкйол — «Овечья нога».
Карельский Дед Мороз — Паккайне (Морозец), рыжий, задорный персонаж. В отличие от большинства своих новогодних коллег, это очень молодой персонаж, который появился в сказочном мире совсем недавно. Его отличительная черта — веселый, озорной характер. Согласно легенде, Паккайне родился морозной зимой, когда торговый обоз возвращался с ярмарки в город Олонец (Карелия). Появившись на свет, Паккайне засмеялся, за что его нарекли «веселым Морозцем». Повзрослев, Паккайне, как и его отец, стал купцом. Разъезжая по миру, Морозец оставлял в зеркалах свои отражения. К зиме все отражения отправлялись на родину — в Олонец,
Кабардино-Балкарский Дед Мороз — Уэс-Дадэ («дадэ» — значит «дедушка») — личность довольно скрытная. О нем мало что достоверно известно, но в целом это типичный горец — с бородой, кинжалом и традиционной кучей подарков, хотя и одевается чаще не в национальную одежду, а в традиционную красную шубу Деда Мороза.
Бурятский Дед Мороз — Саган Убугун (Белый Старец) — является одним из главных персонажей праздника Сагаалган («Белый месяц»), одного из наиболее известных среди монголоязычных народов, который приурочен к наступлению Нового года. Культ Сагаан Убугуна был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет и восходит к добуддийскому периоду. Новый год в Бурятии празднуют по лунному календарю — 3 февраля. Отметить праздник Белого месяца, или Сагаалган, Белый Старец приглашает гостей на озеро Байкал. Если на праздник встретить его, и рассказать ему о том, сколько добрых дел совершил за прошедший год, то Белый Старец может щедро одарить здоровьем, любовью близких и материальным благополучием в году грядущем.
Ну, а теперь — с наступающим! И кто еще не успел написать Деду Морозу письмо со своими пожеланиями, перо вам в руки, и вперед!

Опубликовал    26 дек 2016
4 комментария

Похожие цитаты

У любимого человека нет недостатков, а есть милые чудачества и обаятельные признаки нестандартной внешности.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныМарат Валеев  28 мар 2016

Одноклассник

Лариса, одинокая моложавая женщина, поздно вечером возвращалась от подруги домой. Чтобы сократить путь, пошла через базарчик на пустыре, от которого метров сто было до остановки, а там рукой подать до ее хрущевки. Конечно, рисковое это дело — ходить одинокой женщине через пустырь. Но Лариса ходила тут уже не один раз, и ничего, все как-то обходилось. Городок у них был небольшой и относительно спокойный.
Базарчик этот представлял собой два ряда прилавков с навесами над каждым, и всего с одним фо…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныМарат Валеев  14 фев 2017

Жили-были немцы...

Крупный текст, минут на 5-10 чтения

В Казахстане, где я прожил много лет, было полным-полно немцев, встречались даже села, население которых было сплошь немецким. Был у меня и друг немец — Сашка Ляйрих (он еще в 80-е годы перебрался в Германию). Мы вместе росли, бывало, дрались, не решив какие-то мальчишечьи проблемы мирным путем, потом снова мирились. Ходили на рыбалку на Иртыш, совершали набеги на чужие огороды — чужой огурец всегда почему-то казался вкуснее. И я никогда не задумывался: откуда взялись в степях Казахстана немцы…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныМарат Валеев  04 янв 2017

Светка и собаки

Жена у меня маленькая, миниатюрная, можно сказать. И веса в ней было, когда мы только приехали жить в столицу Эвенкии Туру, около пятидесяти килограммов.
Буквально на второй или третий день она прибежала в редакцию окружной газеты, куда нас и пригласили работать, мокрая и вся в слезах. Оказалось, Светка шла себе по тротуару, когда мимо неспешно протрусил огромный лохматый кобель. Ему показалось, что женщина, хоть и маленькая, мешает ему пройти куда-то по его собачьим делам, он взял и просто спих…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныМарат Валеев  17 фев 2016

Если у вас зачесалось...

Если у вас чешется кончик носа — это к выпивке.
Если чешется переносица — к драке.
Если чешется ладонь правой руки — будете с кем-то здороваться.
Если чешется левая ладонь — ждите получения денег.
Если чешется глаз — будет ячмень.
Если чешутся оба глаза — к хорошему урожаю зерновых.
Если чешется живот — вас ждет обильное угощение.
Если чешется в районе таза — произойдет быстрое избавление от недавнего угощения.
Если чешется спина в области лопаток — у вас там что-то растет. Возможно, крылья.
Если чешутся подошвы — вас ждет дальняя дорога.
Если все поименованное выше чешется одновременно, и при этом ничего не происходит — значит, вам пора чесать в баню!

Опубликовал  пиктограмма мужчиныМарат Валеев  06 дек 2016