Место для рекламы

ЖАВОРОНОК

К #946489 -14 ноября, преодолевая минные заграждения,подорвалась подлодка Л-2 Спаслось трое.Вместе с экипажем погиб штурман лодки, поэт Алексей Лебедев https://pbs.twimg.com/media/CxOPcBOWIAAayWD.jpg

То был рассвет свинцово-алый,
Холодной пены тусклый мел,
И вот измученный, усталый
На рубку жаворонок сел.
Пронизанный морозной пылью,
Он сотни миль летел с трудом,
Намокли маленькие крылья
И стали покрываться льдом.
Одно спасение от бездны,
От поджидающих смертей —
Кусочек палубы железной
В немолчном рокоте зыбей.
«Не бойся, чудачок, не тронем.
Устал? Какой же разговор!»
Берет в широкие ладони
Комочек пуха комендор.
Дрожали маленькие веки,
И сердце било дробь быстрей,
Сидел он в штурманском отсеке,
Товарищ неба и полей.
И улыбались все широко,
И тот, кто спал, вставал от сна,
Как будто в кубрик раньше срока
Пришла балтийская весна.
Пришла, неузнанная СНИСом*,
Не устрашила глубина,
И кок кормил пичугу рисом
За неимением пшена.
Закат провел огнем границу
И медленно вдали померк,
И боцман взял любовно птицу
И вынес бережно наверх.
«Лети, браток, привет Кронштадту,
Здесь близок берега гранит».
И наш недолгий гость крылатый
Рванулся пулею в зенит
Над зыбью темной и лиловой
На ост от борта корабля,
Туда, где реки и дубровы
И благодатные поля.

1941
*) СВЯЗЬ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941−1945 ГГ.

Карелов
Александр Васильевич,
капитан 1 ранга

Все средства наблюдения и связи на Морском театре военных действий должны были обеспечивать непрерывное наблюдение за обстановкой по всему побережью и надежную связь кораблей и самолетов, находящихся в любом районе, с командованием флота и соединения. В предвоенные годы в ВМФ была создана стройная структура построения Службы связи, обеспечивающая ее единую организацию и централизованное руководство системами и средствами.
Управление силами Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов, Амурской, Дунайской и Пинской флотилий обеспечивали созданные в их составе Службы наблюдения и связи (СНиС). Служба НиС каждого флота и флотилии включала береговую и корабельную СНиС, а на флотах, кроме того — Службу связи ВВС.

В береговую СНиС входили посты наблюдения и связи (посты НиС) и станции технического наблюдения (гидроакустические, теплопеленгаторные и ночного видения), развернутые вдоль побережья, участки, объединяющие группы постов, и районы, куда входили участки. Все элементы береговой СНиС имели связь друг с другом и со своими штабами.
На всех флотах и флотилиях, кроме того, имелся узел связи, который соединялся с узлом связи Главного морского штаба (ГМШ), с узлами связи военно-морских баз (ВМБ) и соединений. Узлы связи состояли из приемных и передающих радиоцентров и радиостанций, телефонных, телеграфных центров и станций, которые соединялись между собой воздушными, подземными и подводными кабельными линиями связи. Отдельные элементы узлов связи (телефонные и телеграфные центры и станции, радиобюро) размещались непосредственно на командных пунктах и в штабах флотов и соединений. Магистральные линии проводной связи дублировались радиосвязью.
В первые дни войны на флотах началось наращивание сил и средств связи, развертывание дополнительных постов НиС, радио- и телефонно-телеграфных станций, а также строительства воздушных и подземных линий связи.

Корабельная СНиС включала в себя средства связи надводных кораблей (НК), подводных лодок (ПЛ) и вспомогательных судов. К началу войны они были оснащены отечественными средствами связи системы «Блокада-1» и поступающей ей на замену более совершенной системы «Блокада-2». В интересах обеспечения управления подводными лодками в подводном положении, а также их взаимодействия друг с другом и с надводными кораблями, были приняты на вооружение средства гидроакустической связи.
Для береговых объектов разных категорий, классов НК и ПЛ были разработаны и введены табели вооружения их аппаратурой связи.

Служба связи морской авиации включала в себя узлы связи ВВС флотов и авиасоединений, проводные линии оперативной телефонно-телеграфной, магистральной связи, взводы и роты связи на аэродромах с их оснащением и средства связи самолетов. На вооружении частей состояли KB- автомобильные и стационарные радиостанции типа PAT, РАФ, РСБ, 11 АК, 5 АК, мощностью от 0,25 до 1 кВт, переносные радиостанции и использовавшиеся в Красной Армии кабели, телефонная и телеграфная аппаратура.
Самолеты разведывательной, бомбардировочной и торпедоносной авиации были оборудованы радиостанциями типа РСР и РСБ, оснащение радиостанциями истребительной авиации закончилось только в середине войны.

Руководство Службами связи флотов, флотилий и морской авиации по специальным вопросам осуществляло Управление связи ВМФ, образованное в 1938 году.
Первые дни Великой Отечественной войны показали высокую готовность служб НиС флотов и флотилий к обеспечению управления силами. В ночь с 21 на 22 июня 1941 года связисты своевременно довели до флотов и их соединений приказ Наркома ВМФ о переводе флотов на оперативную готовность 1. С началом войны перед Службой связи ВМФ главной стала задача обеспечения управления силами флотов и флотилий в боевых действиях на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.

Связь Главного морского штаба начиная с первых месяцев войны обеспечивали узлы связи: основной, запасные (созданные в Куйбышеве и в Ульяновске), подвижный (смонтированный в четырех железнодорожных вагонах) и плавучий (смонтированный в корпусе сетевого заградителя «Исеть»). Решением начальника Генерального штаба генерала армии Г. К. Жукова основной узел связи ГМШ, располагавшийся в Москве, планировался к использованию в качестве запасного узла связи Генштаба. Связь с Верховным Главнокомандующим, Ставкой, Генштабом (передача оперативных документов и прямых переговоров) осуществлялась с помощью телеграфных аппаратов Бодо по прямым каналам и через узел оперативной связи Генштаба.

Отдельными темами в статье рассмотрены: Связь штабов флотов и флотилий, Связь штабов военно-морских баз.

Связь надводных кораблей:
В направлении «берег-ПЛ» передачи осуществлялись на сменной волне KB-диапазона и постоянной волне СВ-диапазона передатчиками узла связи флота одновременно с одного ключа, а на БФ — KB-передатчиком плавбазы подводных лодок. На Б Ф и ТОФ применялись широковещательные СВ-передатчики, которые манипулировались непосредственно с приемного радиоцентра флота. Передачи велись в сеансы связи квитанционным, а позднее бесквитанционным способом. Было установлено не менее четырех получасовых сеансов в сутки. Первая передача радиограмм производилась с поступлением ее на средства связи, после чего она повторялась в 3−4 х сеансах связи. Особо важные сообщения передавались и большее количество раз. Приемные вахты на ПЛ открывались при каждом всплытии в надводное положение.
На ТОФ в 1942 году отрабатывался подводный прием на ДВ.
В направлении «ПЛ-берег» для повышения надежности и достоверности связи было увеличено количество пунктов радиоприема, а для повышения скрытности подводных лодок и скрытности связи — сокращено время передачи донесений с помощью таблиц условных сигналов. Во второй половине 1943 года на СФ передачи на подводные лодки и с подводных лодок стали осуществляться на сменных волнах KB-диапазона, различных для подводных лодок ближнего и дальнего действия. Волны выбирались оптимальными для районов действий ПЛ. Среднее время доведения информации до подводных лодок составляло 68 минут, а в направлении «ПЛ-берег» — до 8 мин. При связи с НК и ПЛ широко применялся способ территориально разнесенного приема и передачи информации.

Связь морской авиации обеспечивали узлы связи ВВС флотов и авиасоединений. К началу войны Служба связи морской авиации имела сложившуюся организационно-штатную структуру и отработанную организацию наземной и воздушной связи, проверенную на учениях и в боевых действиях против японских империалистов и в финской кампании. Основу наземной системы связи составляли отдельные роты, узлы и взводы, а по штатам военного времени формировались батальоны связи. Почти полностью было закончено создание сети оперативной телефонной связи, обеспечивающей прямую проводную связь штабов ВВС флотов с основными аэродромами и со штабом авиации ВМФ (Москва). Завершилось строительство на флотах опорных радиоцентров. Связь с самолетами в воздухе организовывалась в радиосетях, с наземными объектами — в радиосетях и радионаправлениях. Развитие и совершенствование радиосвязи способствовало расширению взаимодействия авиации с силами флота и с сухопутными войсками. Преимущественное использование морской авиации в первый период войны для нанесения ударов по наземным целям требовало тщательной подготовки дальней связи.

Связь частей береговой обороны (БО) и морской пехоты обеспечивали узлы связи морских оборонительных районов, секторов БО, соединений, участков СНиС и их постов. В первый период войны (22.06 1941 г.- 18.11.1942 г.) в частности, много нового было внесено флотскими связистами в связь корпостов. На Балтике созданная при обороне Ленинграда телефонная сеть, в которую входили все артиллерийские корабли, батареи береговой артиллерии флота, телефонные станции штабов флота и соединений, управление начальника артиллерии БФ, посты НиС и корпосты, позволяла оперативно придавать любой корпост любому кораблю или батарее. Телефонная связь дублировалась радиосвязью.

Во второй период войны (19.11.1942 г.- конец 1943 г.) основными задачами СНиС являлись обеспечение управления силами в военных действиях по прикрытию побережья и по содействию сухопутным войскам в наступательных операциях, а также в самостоятельных боевых действиях по нарушению морских сообщений противника и по защите своих морских перевозок. Наиболее ответственными для служб НиС флотов и флотилий стали задачи, поставленные перед ними в битвах за Ленинград, Сталинград, Кавказ и Днепр, в боевых действиях по защите морских сообщений на Северном ТВД.

В третий период войны (январь 1944 г.- 9.05.1945 г.) перед Службой связи ВМФ стояли следующие задачи: обеспечение управления силами в военных действиях по прикрытию побережья, по содействию сухопутным войскам в наступательных операциях, в совместных операциях на приморских и приречных направлениях, а также в самостоятельных боевых действиях по нарушению морских сообщений противника и защите своих перевозок.
Специалисты узла связи ГМШ успешно выполнили задачу по обеспечению связи Генерального штаба РККА со штабом Главного командования советских войск на Дальнем Востоке в период разгрома группировки японских войск в Маньчжурии. Для этих целей были использованы каналы магистральной связи ВМФ с Тихоокеанским флотом.
В течение всей войны неустанное внимание уделялось повышению живучести объектов и линий связи. Строительство защищенных помещений и оборудование в них приемных и передающих центров, телеграфных и телефонных станций велось на всех флотах. Повышенными темпами создавались проводные линии связи, осуществлялось кольцевание основных направлений связи. Широкое развитие получило формирование подвижных (на автомобилях) радио-, телеграфных и телефонных станций, а также радиоцентров. Одной из трудоемких проблем было снабжение частей связи и кораблей средствами и имуществом связи. Для ее решения силами связистов изготавливались переносные радиостанции, телефонная аппаратура.
Связисты успешно выполняли непосредственные задания командования ВМФ, в частности по созданию плавучего узла связи «Исеть» в 1941 году, оборудованию самолетов БФ аппаратурой автосигнальной связи «Траке», предназначенной для корректировки с самолета ПЕ-2 огня крупнокалиберной корабельной и железнодорожной артиллерии, по разработке в 1943 году антенны «ВАН», позволившей подводным лодкам осуществлять связь в перископном положении, что значительно повысило их скрытность. Кроме того, связистам ВМФ принадлежит приоритет создания в тяжелейшие 1942−1943 годы войны одной из первых отечественных радиолокационных станций и образования Радиотехнической службы ВМФ. Связисты ВМФ в 1943 году на основе обобщенного опыта первых этапов войны начали работы по созданию принципиально новой радиоаппаратуры системы «Победа».

Уровень развития техники, организация связи, а также специальная подготовка личного состава Службы связи флотов и флотилий удовлетворяли требования управления боевыми действиями разнородных сил ВМФ. В период войны ни одна операция флота не была сорвана по причине некачественной связи. Боевой опыт по организации, обеспечению и осуществлению связи явился мощным фундаментом для развития и совершенствования связи Военно-Морского Флота в послевоенные годы.

Опубликовал    15 ноя 2016
3 комментария

Похожие цитаты

"Это нежность скупая моя"

Штурман -подводник,лейтенант, поэт,погиб в 29 лет

Или помните, или забыли
Запах ветра, воды и сосны,
Столб лучами пронизанной пыли
На подталых дорогах весны.
Или вспомнить уже невозможно,
Как видение дальнего сна.
За платформой железнодорожной
Только сосны, песок, тишина.
Небосвода хрустальная чаша,
Золотые от солнца края,
Это молодость чистая ваша,
Это нежность скупая моя.

1939

Опубликовал  пиктограмма мужчины12947  16 ноя 2016

ТЕБЕ (Прощание)-"Переживи душевный холод, Полгода замуж не спеши..."

14.11.1941, преодолевая минные заграждения,подорвалась подлодка Л-2 Спаслось трое.Вместе с экипажем погиб штурман лодки, поэт Алексей Лебедев. https://pbs.twimg.com/media/CxOPamAWgAA3qJ0.jpg

Мы попрощаемся в Кронштадте,
У зыбких сходен, а потом —
Рванется к рейду легкий катер
Раскалывая рябь винтом.

Вот облаков косою тенью
Луна подернулась слегка,
И затерялась в отдаленье
Твоя простертая рука.

Опять над морем виться флагу
И снова и суров и скуп —
Балтийский ветер студит влагу
Твоих похолодевших губ.

Опубликовал  пиктограмма мужчины12947  14 ноя 2016

МОРСКАЯ ПЛЯСКА

К #946489 -14 ноября, преодолевая минные заграждения,подорвалась подлодка Л-2 Спаслось трое.Вместе с экипажем погиб штурман лодки, поэт Алексей Лебедев https://pbs.twimg.com/media/CxOPcBOWIAAayWD.jpg

Силой всех мехов и планочек
Тишину, баян, сотри.
Выходил плясать Романычев —
Комендор с «Эль-три».
Прозвенела сталь подлодки
Тоненькую жалобу,
Краснофлотские подметки
Целовали палубу.
И глаза у всех открыты,
Потому что был в ударе
Этот очень прочно сшитый,
Шесть пудов тянувший парень.
И пошел мельчайшим шагом,
Осыпая дробь с носка,

Опубликовал  пиктограмма мужчины12947  15 ноя 2016

БУХТА БЕЗМОЛВИЯ

Это из стихов А.Лебедева 14.11.1941 преодолевая минные заграждения,подорвалась подлодка Л-2 Спаслось трое.Вместе с экипажем погиб штурман лодки, поэт Алексей Лебедев. Ему не было 30. https://pbs.twimg.com/media/CxOPamAWgAA3qJ0.jpg #946489

Здесь спит песок, здесь спит лазурь морская
В полукольце гранитных серых скал;
Пройдет гроза, бушуя и сверкая,
Ударит в берег океанский шквал.
Но здесь вода тиха, как сон младенца,
Так берег пуст и так тиха заря,
Как в оны дни, когда суда Баренца
В зеленый мрак бросали якоря.
«Безмолвие» — зовется бухта эта,
И над волною в предрассветной мгле
Видна далёко старая примета —
Замшелый крест, стоящий на скале.
Я не прошу себе у жизни много,
Ни нежности, ни лишнего тепла,

Опубликовал  пиктограмма мужчины12947  15 ноя 2016

Возвращение из похода

Продолжение #946489 -14 ноября, преодолевая минные заграждения,подорвалась подлодка Л-2 Спаслось трое.Вместе с экипажем погиб штурман лодки, поэт Алексей Лебедев https://pbs.twimg.com/media/CxOPcBOWIAAayWD.jpg

Когда мы подвели итог тоннажу
Потопленных за месяц кораблей,
Когда, пройдя три линии барражей,
Гектары минно-боновых полей,

Мы всплыли вверх, — нам показалось странно
Так близко снова видеть светлый мир,
Костер зари над берегом туманным,
Идущий в гавань портовый буксир.

Небритые, пропахшие соляром,
В тельняшках, что за раз не отстирать,
Мы твердо знали, что врагам задаром
Не удалось у нас в морях гулять.

Опубликовал  пиктограмма мужчины12947  14 ноя 2016