Место для рекламы

http://www.youtube.com/watch?v=69f_B2SdV5M

Матильда Кшесинская. Императорская балерина

О знаменитой российской балерине Матильде Кшесинской в советское время мало писали. В народе о ней говорили, как о «любовнице Романовых», вокруг ее имени всегда было много слухов и сплетен.

Мария — Матильда Кшесинская родилась 19 августа 1872 года на станции Лигово под Петербургом. Отец ее, Феликс Кшесинский, приехал из Варшавы в Россию в середине девятнадцатого века. Его выписал из Польши Николай-1, как лучшего исполнителя его любимой мазурки.

Феликс женился на богатой вдове с пятью детьми, Юлии Деминской, солистке кордебалета, и остался в России навсегда. Отец Матильды был одним из лучших исполнителей характерных танцев, он выступал на сцене до 83 лет. В семье, кроме Малечки, так ласково все называли Матильду, от этого брака было еще двое детей — старшая сестра Юля и брат Иосиф, которые тоже стали солистами балета.

Неудивительно, что в восемь лет Матильда поступила в Петербургское хореографическое училище, которое блестяще закончила экстерном в 17 лет. На выпускном вечере присутствовала вся царская семья, а на торжественном ужине Кшесинская сидела рядом с наследником престола Николаем.

С этого дня началась их переписка и короткие встречи. Роман с наследником протекал при полном одобрении родителей Николая. Мария Федоровна весьма была озабочена тем, что сын был вял и апатичен, на женщин не обращал никакого внимания. И каких бы красивых девушек ему не «представляли», Николай был с ними холоден и безразличен. И только после знакомства с Кшесинской он, как будто, ожил.

Это было взаимное глубокое чувство. Николай посещал все спектакли с ее участием, а она танцевала только для него, вкладывая в танец всю себя. Вскоре он приобрел для нее дом на Английском проспекте, где ранее жил композитор Римский-Корсаков, и куда позднее приезжал Николай со своими друзьями.

В 1891 году Николай уехал в кругосветное путешествие, Матильда переживала его отъезд, но Николай вскоре вынужден вернуться в Россию т.к. на него в Японии было совершено покушение. И в первый же вечер он сбежал из дворца и пришел к ней.

Но, как в песне поется, «жениться по любви не может ни один король», это юношеское увлечение закончилось в 1894 году, к моменту помолвки Николая. Будущий император остановил свой выбор на внучке королевы Виктории — принцессе Алисе Гессен-Дармштадской, и его в этом выборе поддержала Кшесинская.

Но после венчания Николая Матильда надолго стала затворницей. Уже, будучи императором, Николай поручил заботу о Матильде своему двоюродному брату Сергею Михайловичу, он-то и стал впоследствии ее любовником.

Братья покойного Николая I тоже благоволили к балерине, они дарили ей драгоценности, дорогие подарки и всячески покровительствовали. Но выдающейся балериной Кшесинская стала не только потому, что была фавориткой царской семьи, но, в большей степени, благодаря своему таланту и трудолюбию. Кшесинская много работала, в первый год после окончания училища она была занята в 22 балетах и 21 опере, это был упорный, каторжный труд.

Восемь лет Матильда Феликсовна боролась с иностранными гастролершами (в основном это были итальянки), заполонившими русскую сцену, доказывая всеми способами, и своим талантом и трудолюбием в первую очередь, что русские балерины заслуживают большего внимания публики.

В этом случае Кшесинская прибегала и к помощи своих великих покровителей, и вступала в конфликты с театральным начальством (в это время вынужден был подать в отставку директор Императорских театров князь Волконский).

В 1899 году исполнилась ее давнишняя мечта, Мариус Петипа предложил ей партию Эсмиральды, и с тех пор она единолично владела этой ролью, что не нравилось многим артисткам. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки.

На сцену балерина выходила вся в драгоценных камнях и блистала и в прямом, и переносном смысле. Она танцевала очень женственно и в то же время энергично, была пикантна и обаятельна.

Именно в это время начался бурный роман между Матильдой и князем Андреем Владимировичем, двоюродным братом Николая, она была на шесть лет старше его.

Позднее, в январе 1921 года, в Париже состоялось их венчание, после которого ей был присвоен титул Светлейшей княгини Романовской. Только после смерти Марии Павловны князь Андрей решился узаконить положение сына и вступить в законный брак с Матильдой.

Андрей и Матильда в 1901 году отправились в путешествие во Францию и Италию, где она забеременела и родила сына в июне 1902 года, которого назвали Владимиром.

Кшесинская побывала на гастролях в Париже, Варшаве, Лондоне, Вене. В 1903 году она получила приглашение в Америку, но отказалась от него, всем другим сценам она предпочитала сцену Мариинки, где танцевала как в старых, так и в таких новых балетах, как «Шопениана», «Эрос», «Призрак розы», Петипа назвал ее «первой звездой русского балета».

Матильда к тому времени была хорошо обеспеченной женщиной, в ее распоряжении находились дворец на Кронверкском проспекте, Дача в Стрельне и огромное количество драгоценностей, но волновало ее только одно, как долго останется она балетной примой на сцене. Но, к сожалению, возраст уже стал давать себя знать, и первенство стало переходить к более молодым актрисам.

В 1904 году великая балерина решает покинуть сцену, но все же в некоторых спектаклях она еще танцует. В 1908 году Кшесинская уезжает на гастроли в Париж, имеет огромный успех. Там у нее начинается новый любовный роман с ее партнером Петром Владимировым, который был на 21 год моложе ее. Закончился этот роман дуэлью князя Андрея с Владимировым в лесу под Парижем. Князь прострелил Петру нос так, что ему пришлось делать пластическую операцию.

Тем не менее, Кшесинская была любящей женой и замечательной, заботливой матерью. Матильда не любила расставаться с сыном Володей и часто брала его на гастроли в Париж, Монте-Карло, Лондон. Не покинула она своего сына, и когда он попал в фашистские застенки в 1943 году. Она сделала все возможное и невозможное и спасла его.

Мало кому была известна ее благотворительная деятельность. В первую мировую войну Матильда Кшесинская организовала лазарет на свои деньги, пригласив туда лучших врачей. Затем она устроила свой бенефис, а средства от него передала в русское театральное общество, семьям призванных в армию актеров.

С началом революции карьера придворной балерины была закончена. Последний раз выступала Кшесинская в России в мае 1917 года. Сразу после этого она вместе с семьей срочно выезжает в Кисловодск, а оттуда Деникин направляет всех их в Анапу.

Там Кшесинская расположилась в двенадцатиместной гостинице «Метрополь», а ее мать с князьями Андреем и Борисом проживали в доме богатого казака. Здесь сын князя Андрея и Матильды заболел испанкой, но все закончилось хорошо, мальчика вылечил местный доктор Н. Купчик.

Из воспоминаний Кшесинской следует, что семья совсем неплохо проводила время в Анапе, но красные наступали со всех сторон. И в 1920 году Матильда вместе с семьей покинула родину, выехав во Францию, где оказалась совершенно без средств к существованию.

Но Матильда Феликсовна была сильной женщиной и обладала великолепными деловыми качествами. Она стала давать уроки, открыв студию в Париже, к ней съезжались, ученики со всего мира, и на этом новом поприще она добилась выдающихся успехов.

В 1936 году, в возрасте 64 лет Матильда Феликсовна по приглашению Дирекции Лондонского Ковент-Гарден выступила на сцене, протанцевав легко и безукоризненно свой номер — легендарную «Русскую», в сарафане расшитом серебряными нитями и жемчужном кокошнике. Ее вызывали 18 раз, что для сдержанной английской публики было немыслимо и непредставимо! Вся сцена и проходы к ней завалена была цветами. В этом же 1936 году Кшесинская окончательно покидает сцену.

В начале сороковых годов Кшесинская неожиданно увлекается азартными играми, р улеткой и почти разоряется. Матильда Феликсовна играла по-крупному и всегда ставила на 17 — свое счастливое число. Но оно не принесло ей удачи: деньги, полученные за дома и землю, а также средства, которые удалось выручить за бриллианты Марии Павловны, ушли к крупье из казино Монте-Карло.

Умерла Матильда Кшесинская в Париже в 1971 году, на 99 году жизни, не дожив до своего столетия 8 месяцев. Похоронена великая русская балерина на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Вот такая судьба…

Она пережила оккупацию Франции и арест сына, смерть обожаемого мужа в 1956, перелом бедра, грозивший ей полной неподвижностью, прощания с многочисленными друзьями, уходившими в небытие раньше нее. Но ничто не могло ее сломить! Каждое утро она встречала учениц в своей студии с изящной палочкой в руке и все начиналось заново: батман, плие, атиттюд, жете-а турнан, па де бра, и неизменный каскад фуэте… Урок танца. Урок жизни. Урок победы!

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  11 мая 2015
1 комментарий

Похожие цитаты

…Ведь так хочется остановить время, попросить его замереть и остановиться!
— Слышишь, время? Сохрани нас такими, какими мы были в юности! Наше тело и нашу душу!
Увы, мольбы наши тщетны! Безжалостное время и суровые уроки жизни так или иначе всё-равно оставляют свои следы на наших душах и телах… Причём, видимые глазу и практически необратимые…
Но, они все же наши, близкие и родные, эти отпечатки прожитой жизни. И, давайте же любить себя такими, какими мы когда-то были, есть и будем! По крайней мере, до тех пор, пока смерть не разведёт наши материальные и духовные сущности по разные стороны линии горизонта!

© Дежа-вю 1277
Опубликовал  пиктограмма мужчиныДежа-вю  09 дек 2013

Поезд жизни

Детство катится на трамвае. Неспешно постукивают колеса по рельсам. Идет трамвай привычным маршрутом. Частые остановки, знакомые лица. Все привычно и понятно. Правда, постепенно прибавляются новые маршруты, меняются лица, пейзаж за окном.

Юность пересаживается в электричку. Скорость растет. Мы едем все дальше и дальше. За окном уже все не знакомо. Но нам весело. Рядом друзья, песни под гитару. И так еще просто — сойти на любом полустанке и начать все заново. «На дальней станции сойду…»

Но во…

© Маrol 565
Опубликовала  пиктограмма женщиныМаrol  06 мая 2014

Днем сегодняшним «А раньше бабы в поле рожали — и ничего!»

Всё познается в сравнении – и это мы часто сознательно и подсознательно делаем: мы сравниваем себя с другими, сравниваем наше время с прошлым, сравниваем нашу культуру с другой, сравниваем наш уровень менталитета, здоровья и медицины. И когда кажется, что то, что у нас есть здесь и сейчас – это очень мало и недостаточно для счастья, нужно просто вспомнить, как люди жили раньше.

Да, раньше не было рака. Потому что его не диагностировали. Человек умирал, и все.

Не было проблем с аллергией на прививки. Дети умирали от дифтерии пачками, и все.

Не было проблем с контрацепцией. Люди просто рожали и выносили детей на мороз, морили голодом.

После открытия Америки половина Европы вымерла от сифилиса, а половина индейцев — от гриппа. В Англии во времена Генриха, того самого, что с Анной Болейн, простой грипп выкосил половину Лондона.

Не было проблем с сильными женщинами. У ж…

Опубликовала  пиктограмма женщиныLidija Markwart  29 июл 2015

«Мой друг всю жизнь откладывал на старость;
Тащил все деньги в банк, лишь тратил малость.
Твердил:"Копейкой нужно дорожить,
И в старости достойно будешь жить».
Не покупал жене своей цветов,
Детишкам в дом не приносил тортов.
Жена шутила я живу с кротом!..
А он бурчал:"Увидишь все потом".
Так и летели молодые годы,
Но никому не обмануть природы
Жизнь налетела вихрем и промчалась…
Жена вдруг заболела… И скончалась.
Зачем мне все?! Зачем мне миллионы?!
Рыдает крот с вопросом у иконы

Опубликовала  пиктограмма женщиныНата-Натуся  15 мар 2014

Жизнь как рисунок.

Жизнь похожа на рисунок в ограниченном объеме,
в начале которого рисуешь крупными мазками.
Судьбу, направления, основные линии, важные
отношения.

Но по мере того, как лист заполняется, мазки становятся
все меньше, цвета все сложнее и времени для того,
чтобы сделать осмысленное движение требуется все
больше.

Это кажется особенным парадоксом, потому что
лично у тебя в жизни этого самого времени все
меньше, хотя его как раз нужно все больше.
Иногда отходишь и ничего не рисуешь, а просто

Опубликовала  пиктограмма женщиныN - art  24 мар 2019