Место для рекламы

Анри Матисс и Лидия Делекторская: история любви

Ее биография проста и недлинна. Родилась в Томске в 1910-м, в годы революции и Гражданской войны сиротой с родственниками по материнской линии попала сперва в Харбин, затем в Париж. Там, еще плохо зная французский, в 1932-м случайно на автобусной остановке узнала от своей подруги о возможности подработать в качестве подсобной помощницы в мастерской одного художника, трудившегося тогда над созданием большого живописного полотна. Им был Анри Матисс, девушку звали Лидия Делекторская. С этого момента и до последнего вздоха великого мастера они провели вместе без малого четверть века.

Большие миндалевидные глаза, волевой подбородок, широкий разворот покатых плеч — удивительные природные красота и грация, которые не могли не привлечь внимания художника. Сегодня уже сложно сказать, когда Он по-настоящему обратил внимание на Нее — немногословную русскую мадемуазель, вскоре ставшую его Музой.

Их отношения сложно описать. После завершения одного из своих самых внушительных панно «Танец», для помощи в работе над которым Матисс и нанял Делекторскую, вскоре понадобилась сиделка для уже давно хворавшей мадам Матисс. Ею снова стала Лидия, как она сама писала: «представительница пресловутой загадочной славянской души в их очень французской семье». Постепенно художник разглядел в этой юной молчунье, умевшей так непосредственно класть голову на свои руки, скрещенные на спинке стула, или просто по-русски подбирать копну своих светлых слегка вьющихся волос, ее природную грацию, благородство осанки и ясный профиль, лицо, увидев которое один раз — трудно забыть. Так сиделка превратилась в модель для его живописных опытов, долгие годы, ежедневно, помимо исполнения всех своих уже ставших привычными в этом доме обязанностей, по три-четыре часа позировавшую Матиссу. За это художник платил ей «вполне достаточное, но и не очень высокое» жалованье, периодически на Новый год и в июне, к дню рождения, дарил сделанные с нее же рисунки, иногда, по просьбе самой Делекторской, продавал ей понравившиеся работы «по рыночной цене».

Как-то незаметно мадам Лидия стала для художника незаменимой: сиделка, пунктуальный и аккуратный секретарь, она даже, когда это стало необходимо (у Матисса начало все больше болеть правое плечо), соскребала по его просьбе краску с холстов, чтобы мастер мог всецело расходовать свои силы исключительно на творчество. За двадцать два года они и расставались-то всего на несколько дней, когда Делекторская по его же делам уезжала в Париж.

Он боготворил и обожал ее со всей той страстью, на которую был способен большой художник, не лишенный при этом, правда, здравого смысла и чувства разумной буржуазной бережливости. Для нее это не было ни жертвой, ни болезненным проявлением чувства неразделенной любви, ни возможностью сделать карьеру, ни даже средством зарабатывания денег, хотя никакого другого дохода у Делекторской не было. Никогда не любившая громких фраз, она всегда просто, но настойчиво очерчивала свою роль в жизни Матисса — «друг и помощница». «Мне это просто подходило», — скажет она позже, и это не будет преувеличением или ложной скромностью. Просто необычная сегодня, но столь естественная для них форма существования двух чутких, тонких и хорошо воспитанных людей — художника, боявшегося «спугнуть» свою Музу, и модели, боготворившей своего Мастера, который невольно, но бесцеремонно разделил ее жизнь на «до» и «после».

«До» — это почти стершееся из памяти (забытое) русское детство, сиротство, чужая страна, жизнь впроголодь. «После» — это Он и его Искусство, постепенно, по капельке, «пропитавшее» всю ее жизнь. Искусство, которое переполняло ее настолько, что она просто не могла владеть им одна.

Она умерла в 98-м. По своему обыкновению, все решив и сделав сама. Похоронили Делекторскую в Петербурге. А в Париже, на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа, так и осталась пустой могила с уже поставленной по распоряжению самой Лидии Николаевны надгробной плитой, на которой, чтобы не быть никому в обузу, она заранее проставила дату своего рождения и прочерк, оставив свободным лишь место для года смерти. Там так и осталась пустота — знак несостоявшегося погребения, символ вечной жизни ради Искусства и… Любви.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  27 авг 2013
3 комментария

Похожие цитаты

Его девочка

Ей — 7, и она первоклашка-куклёныш с неизменными белыми бантами и растерянным взглядом представителя племени мумбо-юмбо, который оказался в мегаполисе.
А ему — 16. И он, «взрослый», вынужден «по-соседски» водить это рассеянное чудо в школу и сдавать с рук на руки учительнице. Потому что если позволить ей идти в школу или обратно самой — она вполне могла бы потеряться на сутки, засмотревшись на пролетающую бабочку или погнавшись за пушистым котом.
И он ходил с этим «хвостиком», потому что его мам…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЕжик_в_тумане  23 мая 2013

Берегите любимых...

Марина и Игорь дружили с 9 Класса. Ботаник и хулиганка. Никто бы и не Мог подумать, что к 20 годам она станет очаровательной красавицей, а он — спортивным красавчиком. Им было хорошо вместе. Но без ссор не бывает, это понятно каждому. И вот она случилась это ссора…
— Не хочу тебя больше Видеть! — В сердцах крикнула Марина.
Игорь ушел. Он переехал в свою старую квартиру в другом конце города. Слухи доносили им, что у нее все хорошо и она нашла парня, а он собирается женится и счастлив… Однажды…

Опубликовала  пиктограмма женщиныДосолар  20 мар 2013

Я проживаю за двоих

…И будет в комнате моей
Рождаться новый тихий вечер.
Но не поднимешь ты бровей,
И не возьмёшь меня за плечи.

На праздник этого же дня
Уже, увы, не приглашённый,
Такой далёкий от меня,
Своим поступком оглушённый.

Я проживаю за двоих
Нашу историю по строчке.
Ты — синий ирис снов моих,
Я не могу поставить точку.

Опубликовала  пиктограмма женщиныПолина Горячкина_  31 янв 2025

Раньше посылали телеграмму и это осталось в истории…
Они были короткие, но ценные…
А сейчас пишем и пишем,
Чтоб объяснить как ЛЮБИМ!!!
Не нужно объяснений, просто нужно ЛЮБИТЬ!!!

© kerim bey 765
Опубликовал  пиктограмма мужчиныKerim Бей  25 ноя 2023

Сколько воспоминаний и разных историй хранит одна маленькая чашечка кофе.

© Seventeensky 541
Опубликовала  пиктограмма женщины7teensky  10 мая 2024