Место для рекламы

Учитель, который любил

Это была самая добрая учительница в школе. Она никогда не кричала на детей, голос её всегда был мягок и спокоен. Она не разделяла: двоечник ты или отличник, прогуливаешь ли ты её уроки или тихо сидишь на последней парте, глядя в окно. Все были равны и все были любимы. Не существовало такого ребёнка, который мог бы вывести из себя Татьяну Михайловну, — и это казалось очень странным и удивительным.
Она вела русский язык и литературу. Даже нет, не так: она старалась привить детям любовь к русскому языку и литературе. Она не заставляла, не унижала и не ругала, если что;то не получалось. Она снова и снова объясняла непонятный материал терпеливо и не спеша. Она очень любила свою работу и своих детей.
На вид ей было около 30 лет, но в глазах таилась именно та мудрость, которая наступает в зрелом возрасте у людей, увидевших много всего в мире. Татьяна Михайловна была классным руководителем 7б. И не сказать, что это был идеальный класс. Были и драки, и ссоры, и скандалы с родителями, в общем, типичный подростковый возраст. Но всегда Татьяна Михайловна разрешала любую ситуацию, и никто не уходил из её кабинета непримиренным или обиженным. 
 — Татьяна Михайловна, вы слишком мягки! — на очередном собрании учителей заученно выговаривала директор. — От такой мягкости ваш класс распустится ещё больше! Нужен контроль, жёсткость, наказания! — сурово глаголила женщина при поддержке других учителей.  — Вы даёте им второй шанс, вы прощаете им все шалости, вы исправляете им оценки! — писклявым голосом тараторила Светлана Семёновна, учитель физики. — Так нельзя! Они сядут на шею и поедут!  — Вот именно! Поедут, — повторяла Галина Леонидовна, математик с 25-летним стажем. — Современные дети совсем выжили из ума! А какие слова говорят и фразы! Вы хотя бы как педагог русского языка объясните им! Наш великий русский язык нельзя так коверкать и искажать! Все эти «круто», «клёво», «вайбово»! Что это за слова?!
 — Прогулы, драки, склоки! А вы им всё прощаете. Так нельзя. Нужно показать, кто здесь главный! — не унималась Светлана Семёновна.  — Дикий ужас! На моих уроках они и пискнуть боятся, я их даже в туалет не отпускаю, чтоб знали, — говорил Сергей Сергеевич, учитель ОБЖ.  — Знали что? — тихо спросила Татьяна Михайловна.  — Ну как что! Место своё! — немного растерянно сказал Сергей Сергеевич.  — А где их место? — всё так же тихо спросила Татьяна Михайловна.  — У ваших — в зоопарке! — подытожила Светлана Семёновна. — Разве вы не видите?  — Нет, не вижу, — ответила Татьяна Михайловна. — Значит, вы ещё юны и зелены, — напирала Светлана Семёновна. — Они это чувствуют, зверёныши, всё чувствуют. Вот когда поработаете с моё, вот тогда и возьмётесь за дело.  — Не дай Бог.  — Что, простите, Татьяна Михайловна?  — Не дай Бог, чтобы я стала как вы, Светлана Семёновна, без обид.
Светлана Семёновна на несколько секунд задержала дыхание от такого ответа.
 — А что во мне не так, простите? Я отлично знаю свой предмет, каждый раз прохожу повышение квалификации, проверяю вовремя тетради, прихожу в школу и в болезни, и в здравии — за такую;то зарплату, — набирала обороты Светлана Семёновна. — Чтобы учить этих… этих… ну, вы понимаете.
 — Детей, — сказал Сергей Сергеевич.  — «Дети» — это неверное слово, но допустим, — продолжала Светлана Семёновна. — Они должны быть мне благодарны, понимаете, благодарны. Нет больше такой дуры, как я. Они должны в ножки мне кланяться.  — А вы что им должны? — тихо спросила Татьяна Михайловна. Во время всей речи Светланы Семёновны она сидела всё так же спокойно и уравновешенно.  — Я? Я ещё им чего;то должна? Интересно, же, что именно?  — Может быть, больше двоек? — ехидно сказала Галина Леонидовна. Все остальные учителя захихикали.  — Вот, наверное, — сказала Светлана Семёновна.  — Нет, вы должны дать им любовь, вы должны их любить и научить любви, — твёрдо сказала Татьяна Михайловна.  — Чего? Любить? Ха-ха, я не нанималась их сюсюкать! У них есть родители, которые и так их куда только не целуют! Избаловали совсем своих детей! Ещё и здесь им соломку подстилай! Дудки! — сказала Светлана Семёновна и громко ударила кулаком по столу, уронив при этом свою красную ручку.  — Да, да, да, — поддержали другие учителя. Кабинет директора сразу как;то оживился после бурной речи учителя физики.
После того как в кабинете опять наступила тишина, Татьяна Михайловна сказала:
 — Я не говорю про сюсюканье, я говорю о любви.
 — Вот теперь я вас точно не понимаю, — выдохнув с раздражением, сказала Светлана Семёновна, — объясните, пожалуйста, нам, невеждам, о чём это вы?  — О литературном высоком, как у Есенина: «Люблю грозу в начале мая», — съехидничал Сергей Сергеевич.
 — Это не Есенин, а Пушкин, — сказала Галина Леонидовна.  — Это Тютчев, но не об этом, — встав из-за стола, сказала Татьяна Михайловна. Она приготовилась объяснять взрослым людям, что такое любовь.  — Любовь — это не сюсюканье и не закрывание глаз на проступки, любовь — это понимание, сочувствие, помощь и выручка. Вы думаете, я спускаю с рук прогулы своих учеников? Нет. Я провожу с ними беседу и выясняю причину их пропусков.  — Гулянки — причина их пропусков, — вставила Галина Леонидовна.  — Не всегда, но и это бывает, — сказала Татьяна Михайловна. — У многих детей есть и уважительные причины.   — Я, когда был в их возрасте, такие уважительные причины мог придумать, что все в школе заплакали бы от жалости, — говорил Сергей Сергеевич на ухо учителю иностранного языка Лидочке, Лидии Петровне.
 — Если так рассуждать, как вы, то верить им нельзя. Но без веры нет и любви. Если каждого воспринимать как потенциального лгуна, то вы навсегда останетесь один, без веры в свет и что-то хорошее, вы разучитесь доверять.  — Вот ещё, философ, — буркнула Галина Леонидовна.
—Да, пусть мало уважительных причин, если смотреть с нашей стороны. Но и, как вы говорите, «гулянки» тоже многое значат для детей их возраста. Для них это главное и уважительное. Первая влюблённость, дружба, работа… Поэтому им нужно грамотно объяснить, что в данный момент времени важно, научить правильно расставлять приоритеты. Наконец, понять их, вспомнив себя, — Татьяна Михайловна внимательно оглядела своих коллег и продолжила свою речь.
—Любовь — это прощение, даже если сделали больно. Потому что любят не за что-то, а просто так. Выучил он урок или нет, шалил на уроке, прогулял — не важно. Он всё тот же человек, личность, правда, и ошибается. И задача учителя — научить идти сложным жизненным путём, поддержать, направить. Обозвать и унизить их всегда успеют, а вот по-настоящему полюбить — навряд ли. Любовь — это жертвенность, вы жертвуете собой ради другого, чтобы ему было хорошо. Да, вы приходите в болезни, в здравии, в плохом настроении или хорошем — вы жертвуете собой, чтобы дать знания. Вы отдаёте частичку себя, дети это чувствуют, также они чувствуют ложь и ненужность…
Татьяна Михайловна говорила эту речь, ходя взад и вперёд по кабинету директора. Воцарилась тишина.
—Почему все вокруг такие грустные и злые? Потому что везде: дома, ты или на работе — все тобой недовольны. Никто не интересуется причинами твоих ошибок, если они есть, а самое главное — тобой. Человек стал не нужен. Сейчас любят за достаток, за статус и престиж. Родители дома любят хороших детей, которые приносят им хорошие оценки. Как только ребёнок где-то не успел, родители сразу в крик. В школе аналогичная ситуация. Но ведь они ещё дети! Им нужно и можно ошибаться. Я не говорю о том, что всё можно попускать и спускать. Нужно понять, помочь и подарить им свою любовь и терпение, направить в нужное русло. Вот, все вы знаете случай с Катей Матроскиной и Егором Синицыным. Их драка 10 ноября. Мальчик задирал девочку. А если разобраться, знаете, в чём была причина? Катя ему очень понравилась, и он просто не знал, как обратить её внимание на себя. Вот и начал пихаться.
 — Егор Синицын — хулиган! Не нужно нам тут сказки рассказывать! — громко рявкнула Светлана Семёновна.  — А что, хулиганы не могут любить? Они на моём уроке теперь вместе сидят, и за прошлое сочинение Егор получил «отлично». Он сочинил в эпилоге к своей работе прекрасные стихи.  — Списал он у Матроскиной. Ход такой, а вы, дурочка, повелись. Я сам у девчонок списывал, на говорю в три короба, а они и рады, — хихикая, говорил Сергей Сергеевич.  — Это ваша история, у Егора она другая. Люди не живут под копирку. Если рассуждать так, как вы, — все вруны, и всем детям, и особенно подросткам, нужна взбучка.  — Вот это правильные слова! — сказала Светлана Семёновна. — Прозрение молодого специалиста, наконец;то! — Она даже демонстративно похлопала в ладоши.  — Нет, вы не правы. К каждому нужен свой подход и терпение. Я очень люблю детей и учу их любить меня и других людей просто так, без причин. Да, я разрешаю исправить оценки, потому что в жизни нужно уметь признавать и исправлять свои ошибки. Я разговариваю, выясняю причины плохого поведения, стараюсь помочь и поддержать.  — Это называется угодничество. Вы балуете детей. Вот придут они на работу — такие нежные, а с ними там никто церемониться не будет. Опоздал — штраф, ошибся — до свидания, на твоё место очередь, — наконец;то вставила своё слово Лидочка.  — Да, конечно, лучше сразу настроить детей на негатив, тем самым воспитав в них негатив. Добро порождает добро, чуткость, внимание и забота обязательно сделают своё дело. Да, не сразу, но обязательно сделают. Я хочу выпустить из школы не просто детей, в которых кое;как вбита школьная программа и правила выживания в современном мире, а людей с чутким и отзывчивым сердцем. Всё в жизни пройдёт, а любовь и доброта будут жить вечно! — на одном дыхании сказала Татьяна Михайловна.  — Это всё, конечно, прекрасно, новые методы и технологии, — сказала директриса. — У нас кончается время собрания, подытожим. Садитесь, Татьяна Михайловна. Так, в 7 «Б» наладить дисциплину и успеваемость. Прислушайтесь, пожалуйста, к более опытным коллегам. У вас ведь ещё нет своих детей, вы многое не знаете. Татьяна Михайловна, к концу второй четверти подготовьте отчёт. В следующем году у нас ожидается проверка, прошу всех подготовиться…

После собрания возле учительской Татьяну Михайловну встретил её ученик Саша Чекалов.  — Татьяна Михайловна, сегодня у нас что по плану? — протараторил Саша.  — Сегодня я буду спрашивать выученные стихи, — сказала Татьяна Михайловна.
 — А вы знаете, я учил, честное слово, учил, но всё равно последнее четверостишие как-то…  — А меньше надо в телефоне сидеть, Чекалов! — грозно за спиной мальчика сказала Светлана Семёновна.  — Ой, здрасьте…  — Ничего, Саша, мы вместе его с тобой расскажем, — мягко сказала Татьяна Михайловна. — Держи ключ и иди в класс.  — Спасибо! — весело сказал мальчик, глядя на Татьяну Михайловну.  — Вот ещё вы ему ключ доверяете! Сейчас весь класс разнесут! — сказала Светлана Семёновна вслед убегающему мальчику.

Татьяна Михайловна, взяв в учительской журнал и учебник, после звонка направилась в класс.
Пока другие учителя успокаивали своих нерадивых учеников угрозами и криком, Татьяна Михайловна шла в свой кабинет к 7 «Б» мягко и не спеша. Своим присутствием учитель русского языка и литературы вызывала радость и тихое умиротворение. Её хотелось слушать и видеть.
Дети постепенно менялись после разговоров с Татьяной Михайловной. Мальчики бросали курить, потому что Татьяна Михайловна рассказала о своём младшем брате, по которому очень скучает: он часто болеет, кашляет и постоянно находится в больницах. Девочки переставали вульгарно краситься, потому что Татьяна Михайловна прочитала главу из какого;то романа, где самый отважный и красивый юноша полюбил простую и скромную девушку без яркого боевого раскраса. Дети стали меньше прогуливать, потому что Татьяна Михайловна рассказала про свою бабушку, которая ходила в школу за несколько километров, в другое село, и мечтала получить хотя бы четыре класса образования.
Да и вообще, дети сначала спрашивали совета Татьяны Михайловны, а уже потом что;то делали. Они чувствовали её заботу, любовь, волнение за них и поддержку. Они любили её за то, что она у них есть. Пусть и другим это было

Инна Шадричева Свидетельство о публикации №125112005387

Опубликовала    сегодня, 16:28
1 комментарий

Похожие цитаты

Любовь

Любовь везде летает незаметно,
своим теплом касаясь бытия.
К любви у многих сердце безответно,
закрыты двери и войти нельзя.

Стучится бойко, но, увы, всё глухо,
ни шороха, ни света. Холод, смрад.
В сердцах сегодня мелочно и скупо,
чужим потокам чувств никто не рад.

Любовь летает, не найдя уюта,
по разным странам с верой на ответ,
но каждый раз всё меньше видит люда,
которому её так нужен след.

Опубликовала  пиктограмма женщиныИнна Шадричева  15 дек 2024

Здесь всё не вечно

Здесь всё не вечно, всё пройдёт.
Зачем тогда душой стремиться
искать приют в том, что умрёт,
без права снова возродиться?

Нет, всё фальшиво, всё не то!
Есть что-то большее, иное
без равных в силе и ничто
к нему не близко, всё пустое…

И свет, и счастье и любовь
дарует нечто то святое.
Еду и воду, быт и кров,
всё то, что нужно, всё живое!

Опубликовала  пиктограмма женщиныИнна Шадричева  09 фев 2025

Мой Бог,ты где?

Мой Бог, ты где? Ищу и верю,
что отыщу маршрут к тебе
наперекор всему сомненью,
что обитает на душе.

Сквозь темноту и огорченья,
на зов добра и чистоты
пойду вперёд, прося прощенье
за все греховные следы.

И много раз, упав, восстану,
гордыню присмирив сполна.
Тебя искать не перестану
какая б ни была цена,

Опубликовала  пиктограмма женщиныИнна Шадричева  18 мая 2025

Христос воскресе!

Убита смерть, низвержен ад,
объяла радость поднебесье.
Открылся рай для падших чад
и слышен гул — Христос воскресе!

Спустился к нам Творец всего,
приняв смиренно крест и муки,
чтоб не погибло ничего
от мрачной дьявольской поруки.

Господь явил свою любовь,
закрыв глаза на прегрешенья.
Отдал он в жертву плоть и кровь
свою взамен на акт прощенья.

Опубликовала  пиктограмма женщиныИнна Шадричева  20 апр 2025

Эгоизм

В дремучей тьме больного эгоизма
я погибаю с каждым новым днем.
Мое нутро не знает больше смысла,
чем о себе твердить, другим в урон.

Корона давит, бойко вытесняя
любовь к другим. Моя душа важней.
Я жду когда меня снесут до рая,
чтоб не стереть в пути своих ступней.

Все вперемешку: правит своеволье
и вот уже мой собственный мотив!
Даю его всем встречным, чтоб задорней
плясали под него, свой позабыв.

Опубликовала  пиктограмма женщиныИнна Шадричева  23 мар 2025