Процесс самопознания есть процесс самоуничтожения
Я не уверен, что кто-то поймет эту мысль на все сто, мысль которую можно вывести прочитав, скажем, философские диалоги Платона, пять трактатов Аристотеля, или научные трактаты Канта, Гегеля, Фихте и т.д. Поэтому я постараюсь объяснить это изречение, которое родилось в моем сознании.
Для начала, я рассмотрю эту довольно парадоксальную фразу, в частности, «процесс самопознания есть процесс самоуничтожения», через призму более-менее современного нам философа, скажем, через призму диалектики Гегеля. Попробую объяснить в его духе.
1. Контекст философии Гегеля
Для Гегеля «Я» — это не нечто замкнутое и статичное, а процесс. Субъект постоянно становится самим собой через отрицание, снятие прежних форм и ограничений. Истинное познание всегда связано с диалектикой: каждая определённость, каждое «я есть это» должно быть разрушено, снято, чтобы родилось новое, более высокое «я».
2. Почему самоуничтожение?
Ложное «Я» исчезает. Когда мы познаём себя, мы обнаруживаем, что наша прежняя самоидентификация была ограниченной, односторонней. Чтобы стать истинным, сознание должно «уничтожить» этот образ.
Диалектическое отрицание. Самопознание не сохраняет нас такими, какие мы есть, а постоянно отрицает и преобразует. Процесс идёт через разрушение старого «Я».
Переход к универсальному. Индивидуальное, замкнутое «Я» растворяется в понимании своей принадлежности к всеобщему духу. В этом смысле личность «умирает» как замкнутый субъект и обретает себя как часть абсолютного.
3. Практический смысл
Каждый акт самопознания — это «смерть» старой версии себя. Ты перестаёшь быть тем, кем был минуту назад, потому что понял больше.
Чтобы понять себя, нужно отказаться от иллюзий о себе. Этот отказ и есть «самоуничтожение» прежних образов.
В конечном итоге, познающий человек теряет поверхностное «я» и обретает подлинное, более глубокое.
То есть Гегель говорит не о буквальном уничтожении себя, а о том, что подлинное самопознание возможно только через «снятие» (Aufhebung) и преодоление старых форм сознания.
Ладно, я почему-то не уверен, что и это доступное объяснение подходит для большинства. Попробую «на картошке».
Если, скажем, Гегель утверждает: «самопознание — это самоуничтожение», он имел бы в виду вот что:
Каждый раз, когда ты по-настоящему понимаешь себя, рушится старая картинка о себе.
Ты перестаёшь быть «тем, кем считал себя раньше», и становишься новым.
Получается, что в процессе познания ты постоянно «убиваешь» прежнего себя, чтобы родиться заново в более глубокой и честной форме.
Пример: человек думает о себе — «я смелый». Но в какой-то ситуации он замечает, что часто действует из страха. Это знание разрушает его старый образ «я смелый». Старое «я» исчезает, а на его месте появляется новое понимание себя.
То есть у якобы Гегеля самопознание — это не гладкое раскрытие того, что уже есть, а болезненный процесс «разрушения» иллюзий и привычных представлений о себе.