Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

А.Д.Кившенко - картина "Военный совет в Филях в 1812 году"

Тринадцатого сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет: главнокомандующий Кутузов созвал военачальников для решения участи Москвы и России. Главный вопрос был в том, выдержит ли русская армия ещё одну битву за Москву после Бородинского сражения, или оставить город без боя.

Перед вами картина художника Алексея Даниловича Кившенко, написанная в 1880 году как иллюстрация к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
Художника, как и писателя, больше интересовали не документальная точность изображения, а психологизм участников совета.

***
После Бородинской битвы русская армия из-за больших потерь отошла к Москве, заняв оборонительную позицию в районе Поклонной горы и Воробьевых гор.
Военный совет в Филях был созван Михаилом Кутузовым в подмосковной деревне Фили в избе крестьянина Михаила Фролова.

Картина Кившенко, исполненная со стремлением к реалистической, психологически обоснованной трактовке чувств и переживаний героев, глубоко правдива и по передаче столь необычного для заседания Военного совета места — крестьянской избы.
С большой верностью, не отвлекая внимания от действующих лиц, показана нехитрая обстановка сельского жилища: висящие в красном углу иконы, украшенные вышитыми полотенцами; лубочные картинки с житиями святых; резной деревянный шкафчик возле окна, простой стол и лавки.
***
Совет проходил в обстановке секретности, без протокола, поэтому точное количество участников неизвестно.

Толстой описал ход военного события глазами вымышленного персонажа — шестилетней дочери хозяина Малаши, изображенной в правой части картины: «Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим, входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами».

***

На полотне художник изобразил момент спора между М. И. Кутузовым и рядом генералов во главе с начальником штаба Л. Л. Бенигсеном, высказывавшихся за битву под Москвой.
На картине изображены (слева направо):
П. С. Кайсаров, М. И. Кутузов, П. П. Коновницын, Н. Н. Раевский, А. И. Остерман-Толстой,
Л. Л. Беннигсен, М. Б. Барклай-де-Толли,
Ф. П. Уваров, К. Ф. Толь, Д. С. Дохтуров,
А. П. Ермолов.

На картине генерал-фельдмаршал Кутузов сидит в кресле у печи в расстегнутом мундире. Убедительно и неторопливо он излагает свои соображения генералам. Художнику удалось запечатлеть, как живо и разнообразно реагируют члены совета на слова Кутузова.

Генерал П. П. Коновницын, сидящий ближе всех к фельдмаршалу, спокоен и сдержан. Его сосед, энергичный Н. Н. Раевский, склонился над столом, весь подавшись вперед, и нетерпеливо смотрит на Кутузова. Понимающе и одобрительно встречают слова фельдмаршала А. И. Остерман-Толстой и М. Б. Барклай-де-Толли. Протестующе поднялся со своего места генерал А. П. Ермолов.
Очень выразительно передан встретившийся взглядом с Кутузовым его начальник штаба граф Л. Л. Беннигсен — хитрый интриган, предложивший на совете дать еще раз сражение Наполеону.
Показанные в картине взаимоотношения фельдмаршала — большого патриота и его начальника штаба — самолюбивого эгоиста, действующего ради своих корыстных интересов, ради своей карьеры, играют важную роль в раскрытии события, происходящего на совете.

Судя по твердому останавливающему жесту фельдмаршала, обращенному к Беннигсену, и по тому, как последний смотрит, едва скрывая раздражение и неприязнь, можно понять, что художник представил Кутузова, когда он решительно отвергает не только рискованный план Беннигсена, но, видимо, и саму мысль о новом сражении под Москвой.

***
Барклай де Толли призывал покинуть Москву, но при этом сохранить армию. Его главным оппонентом выступил Беннигсен, который настаивал на проведении сражения.

Опираясь на мнение меньшинства присутствующих, учитывая тяжкие потери армии в ходе Бородинского сражения, Кутузов принял решение, не давая сражения на неудачной позиции, оставить Москву, повторив слова Барклая-де-Толли: «с потерей Москвы не потеряна ещё Россия».

Это решение требовало определённого мужества, так как мера ответственности за сдачу исторической столицы неприятелю была очень велика и могла обернуться для главнокомандующего отставкой. Никто не мог предсказать, как это решение будет воспринято при дворе.
В романе Толстого Кутузов подвел итог совета такими словами: «Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки. Я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я… властью, врученной мне моим государем и отечеством, я — приказываю отступление».

Кутузов предвидел, что, благодаря выбранной им стратегии, армию Наполеона ждет неминуемый разгром.

Автор этого произведения А. Д. Кившенко не был участником известных событий, но мастерское описание, данное Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», послужило для него поводом использовать сюжет из военных событий 1812 года для своей дипломной работы. Художник создал глубоко психологическое произведение, подкупающее правдивостью и эмоциональностью выразительных средств, что делает картину одним из лучших полотен русской исторической живописи второй половины ХIХ века.

Как и всемирно известный роман Толстого, картина Алексея Кившенко стала хрестоматийной.
Опубликовала    сегодня, 13:21
0 комментариев

Похожие цитаты

Абрам Ефимович Архипов - картина "Прачки"

Тема судьбы народной продолжала главенствовать в русском искусстве 1890 — 1900-х гг. и раскрывалась его мастерами все с новых и новых сторон.

Замысел картины родился у Абрама Архипова во время посещения прачечной неподалеку от Смоленского рынка в Москве. Художник работал над полотном в течение нескольких лет.
Он вспоминал, что, когда раз за разом возвращался в прачечную, видел все по-новому, поэтому не единожды переосмысливал содержание своей работы.
Однажды его «сбила с толку» женщина, кото…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 янв 2025

Н.Г.Богданов - картина "У скамьи первого свидания", 1879 г.

Николай Григорьевич Богданов (1850 -1892) — русский художник-жанрист. Мало кто знает жизнь и творчество Николая Григорьевича Богданова. Его произведения крайне редко встречаются в музеях, о нём немного упоминаний в искусствоведческой литературе. А в своё время Богданов был хорошо знаком зрителям.

Николай Григорьевич Богданов родился в 1850 году в Петербурге в купеческой семье. Родители будущего художника мечтали о торговой карьере для мальчика, и он был отдан в коммерческое училище. Но уже здес…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  27 апр 2025

Пимен Орлов - картина "Портрет сестер из дворянского рода Сухово-Кобылиных".

Пимен Никитич Орлов, родившийся в семье мельника в Воронежской губернии, прошел путь от детского увлечения рисованием и ученичества у местного маляра до звания академика живописи, которого удостоился в 1857 году.

С 1841 года он жил и работал в Риме, куда смог уехать при содействии Общества поощрения художников.
В столице Италии Орловым был написан семейный портрет, на котором изображены сестры — представительницы старинного дворянского рода Сухово-Кобылиных.

Полное название картины «Портрет…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  07 мар 2025

И.Браз - "Портрет писателя Антона Павловича Чехова",1898 год

29 января 1860 родился русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, общественный деятель в сфере благотворительности - А.П.Чехов

Осип Эммануилович (Хаим-Йосель Менделович) Браз появился на свет в 1873 году в Одессе. Там же он получил образование художника, окончив Одесскую художественную школу, в которой ему была выдана Большая бронзовая медаль.
Осип Эммануилович не только рисовал картины на заказ, но и занимался преподавательской деятельностью. Он обучал учеников и в своей студии и в Рисовальной школе.
Кстати, одним из самых известных учеников Браза была Зинаида Серебрякова.
У Осипа Эммануиловича для учеников был введен…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  30 янв 2025

Илья Репин - картина "Портрет М.О. Микешина",1888 год

9 (21) февраля - 190 лет русскому живописцу и графику, представителю петербургского академизма, скульптору пореформенной эпохи.

Михаил Осипович Микешин (1835−1896), живописец и скульптор, автор знаменитого памятника 1000-летию России в Новгороде (1862), памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге, памятника Богдану Хмельницкому в Киеве (1888),
иллюстратор романа «Евгений Онегин».
Портрет был исполнен Репиным в период расцвета его художественного дарования.

Репину в эти годы было подвластно всё, и всякий раз он сохранял творческую индивидуальность уверенного в себе творца, не поддающуюся никаким влияниям.
По выразительнос…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 фев 2025