
Илья Глазунов - картина "Великий эксперимент"
Илья Сергеевич Глазунов (1930, Ленинград — 2017, Москва). Народный художник СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
Глазунов был сторонником монархии, сословных привилегий и ограничений, противником демократии и равенства прав. Глазунов осуждал распад СССР и высказывал беспокойство за судьбы русских, оставшихся в новых независимых республиках и находящихся под угрозой ассимиляции.
И.Глазунов является автором более трех тысяч произведений.
***
«Великий эксперимент» — часть триптиха Ильи Глазунова, дополняющая две другие его монументальные работы, «Мистерию ХХ века» и «Вечную Россию».
Так что же такое Великий Эксперимент?
По мнению художника, Россия стала полигоном, экспериментальной площадкой для испытания теорий «революционного обновления мира».
И Глазунов представил свое видение этого социального эксперимента над своей страной.
Предреволюционную Россию он представляет величественной и благородной — в образе еще неразрушенного храма Христа Спасителя. Тут же благообразный Крестный ход, царь и царица, П. А. Столыпин, ведущие за собой Россию, весь народ. Но вот лучезарное небо озаряется вспышками террористических взрывов, омрачается черным дымом. Художник представляет свою непопулярную версию жизненного пути Владимира Ленина. Гражданскую войну изображает национальной трагедией, виновных в которой видит большевиков:
«Мы прольем реки крови, и нет на земле силы, которая могла бы нас остановить» (Зиновьев).
В этих реках крови тонет петербургский Медный всадник, новгородское «Тысячелетие России», памятник Ивану Сусанину, храмы Московского Кремля. Как неизбежный итог — жестокое убийство царской семьи.
Центр композиции — пятиконечная звезда, которая на картине выглядит кровавой.
С кого же начался Великий Эксперимент над целой страной, над ее народом? С теоретиков Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Клары Цеткин? Или, может быть, еще с Марата и Кромвеля?
Живописец показывает обратную сторону «социалистического рая», «дружбы народов». Показывает, каким трудом была возведена прославленная плотина Днепрогэса, Беломорканал.
«Великий эксперимент» Глазунова — приговор не только его организаторам и исполнителям.
Картина была предостережением и для деятелей перестройки.
Художник красочно показывает, чем грозит новая революция — рисует образы общественного распада: перекошенное лицо панка, шприц на «Кризисе партии», руки в поисках валюты, костер из партийных билетов.
А над всем этим — образ Ленина, с изумлением смотрящего на последствия своего эксперимента. А за ним — Сталин и Берия на фоне бесчисленных вышек ГУЛАГа.
Но есть ли надежда? Художник верил в возрождение России: за разрушенным храмом, за стеной кладбищенских крестов под крик петуха все равно восходит солнце.
Глазунов надеялся, что время Великого Эксперимента прошло. Верил, что его страна вернется на свой истинный исторический путь — недаром здесь изображен Христос с березовым крестом и венцом из колючей лагерной проволоки.