Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Сердце Будды, или Что же такое дзен-буддизм?

На Фото: Сад камней. Культурно-эстетическое сооружение Японии, разновидность японского сада, появившаяся в период Муромати.

Дзен (также дзэн) — это одна из важнейших школ буддизма, распространённая преимущественно в Восточной Азии.

Но хотя это слово у многих на слуху, суть данного направления и его отличия от других буддийских школ ясны не каждому.

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Название школы восходит к санскритскому слову «дхьяна», означающему «глубокое сосредоточение». Другие названия дзенской традиции — «Сердце Будды» и «Школа сознания Будды».

Основоположником дзен, как и всего буддизма, считается Будда Шакьямуни. Согласно преданию, приведённому Тит Нат Ханом (известным современным дзен-монахом и просветителем), однажды Будда пришёл проповедовать перед народом. Но когда все собрались, духовный учитель просто остался стоять перед людьми, держа в руке цветок и не произнося ни слова.

Шли минуты, собравшиеся начали недоумевать. Но тут один монах по имени Махакашьяпа вдруг посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся.

Будда поймал его взгляд и сказал, что сокровище совершенной Дхармы он передал Махакашьяпе, который сумел пробудиться благодаря цветку в руке Будды и своему глубокому восприятию.

Дзен получил первичное распространение в Китае в V веке н. э. Считается, что в Поднебесную это учение принёс монах Бодхидхарма.

В Китае дзен именуется чань-буддизмом и считается самым влиятельным направлением китайского буддизма.

Затем дзен распространился во Вьетнаме под названием тхиен и в Корее под названием сон.

Но привычное нам наименование «дзен» или «дзэн» закрепилось в Японии, куда это направление проникло в XII веке.

Именно из Японии дзен пришел и на Запад. В середине XIX века, в эпоху Мэйдзи, Страна восходящего солнца открылась для западного мира после многих столетий самоизоляции.

В XX веке на Западе уже были тысячи дзен-буддистов, объединявшихся в группы медитации под руководством восточных и западных наставников.

Во второй половине прошлого столетия дзен стал самым популярным восточным течением на Западе (сейчас его потеснил на этом посту тибетский буддизм).

Не обошёл дзен и Советский Союз, где он набрал популярность в 60–70-х годах. Этому способствовали переводы произведений писателя Джерома Сэлинджера и других авторов, появление книг по японской и китайской культуре, поэзии, живописи.

Внесло свой вклад и движение хиппи вкупе с несоответствием официальной доктрины и реальности, распространение восточных единоборств.

В музыкальной культуре 80-х годов на популярность дзен-учения в СССР повлиял Борис Гребенщиков.

СУТЬ УЧЕНИЯ ДЗЕН

В широком смысле под дзен понимают школу мистического созерцания как часть учения о просветлении.

Цель практик — проникновение в истинную природу ума. Определения дзен давались разными учителями и исследователями, вот несколько примеров:

БОДХИДХАРМА:

«Дзен — непосредственный переход к пробуждённому сознанию, минуя традицию и священные тексты»

Мастер Энго (на вопрос, что такое дзен):

«Он непосредственно перед вами в это мгновение, я передаю его вам во всей полноте. Для умного человека одного слова достаточно, чтобы направить его к истине, но даже в этом случае может вкрасться ошибка. Это возможно тогда, когда истина эта выражена посредством пера и бумаги, либо облечена в форму софизма; в этих случаях она ещё дальше ускользает от нас. Великая истина Дзэна живёт в каждом. Загляните внутрь и ищите её там, не прибегая к чьей-либо помощи»

Кандидат философских наук Олег Доманов:

«Дзэн — это способ избавления людей от страданий путём индивидуальных практик особого рода, совершенствующих сознание и приводящих его к просветлению — сатори»

Также Бодхидхарма подчёркивал, что суть учения дзен — в очищении сердца через четыре действия:

1. Не испытывать ненависти и не совершать недобрых поступков.
2. Следовать своей карме.
3. Освободиться от стремлений и привязанностей к вещам и явлениям.
4. Состоять в гармонии с Дхармой (Дао).

ПРАКТИКИ

Дзен включает различные практики, которые считаются вспомогательными средствами. Главным условием дзен-практики является нахождение «здесь и сейчас», отвлечение от прошлого и будущего.

Важной практикой дзен, как и буддизма в целом, служит медитация. Это может быть как условно «пассивная», сидячая медитация (дзадзен), так и «активная»: при ходьбе или любом физическом труде, который у дзенских монахов считается священным. Большинство монахов трудятся на земельных участках, занимаются уборкой, мытьём посуды.

Медитацию можно практиковать и через искусство: живопись, поэзию, архитектуру, искусство икебаны, боевые искусства, театр, чайную церемонию, каллиграфию, танцы.

Главное правило: в любом виде деятельности необходимо пребывать в созерцательном состоянии.

Очень интересной практикой, специфичной именно для дзен-буддизма, является коан. Этим словом обозначают короткое повествование, диалог или вопрос, зачастую содержащие парадокс.

Коаны предназначены не для логического, а для интуитивного понимания, они могут даже поначалу восприниматься как абсурдные.

Их цель — придать определённый психологический импульс ученику, чтобы стимулировать просветление, подвести его к новому восприятию реальности.

Иногда коан сравнивают с христианской притчей, но это ошибочно: в отличие от последней, он не содержит моральной составляющей.

ПРИМЕР КОАНА:

Монах-ученик сказал учителю Дзёсю: — Я только что пришёл в ваш монастырь. Пожалуйста, учите меня. — А ты уже поел рисовой каши? — спросил Дзёсю. — Поел, — ответил ученик. — Так вымой лучше миску, — сказал Дзёсю.

В этот миг монах обрёл просветление.

Результат дзен-практик — это достижение сатори, персонального состояния просветления и интуитивного проникновения в суть вещей.

Сатори подобно удару молнии, оно происходит внезапно и озаряет всё вокруг.

Есть малое сатори, которое приоткрывает природу вещей лишь на миг, и большое, которое ведёт к полному просветлению.

ЭТИКА И ЭСТЕТИКА ДЗЕН-БУДДИЗМА

Согласно большинству исследователей этическая составляющая в дзен урезана до минимума, так как традиционные противоположности «добро–зло» ограничивают в человеке познание истины (дзен вообще отрицает двойственность любых явлений).

Упомянутое выше сатори, согласно Доманову, играет важную этическую роль, «избавляя человека от зла» и приводя к естественности.

Но некоторые этические принципы в дзен всё же можно выделить.

Это сострадание к живым существам, отсутствие стремления к излишествам и накопительству, следование долгу, соблюдение порядка и отсутствие беспокойства по поводу возможных страданий или смерти.

Также многие дзен-монахи придерживаются принципа ненасилия и являются вегетарианцами.

Куда больше внимания в дзен уделено эстетике, ведь медитативное созерцание — одна из его ключевых практик.

В дзен существуют особые пути познания (они называются до):

• кадо (путь цветка — искусство икебаны);
• кодо (путь благовоний);
• ногаку-до (путь театра);
• сёдо (путь каллиграфии);
• тядо (путь чая — чайная церемония);
• айкидо (путь энергии и гармонии);
• дзюдо (мягкий путь);
• кэндо (путь меча) и др.

К эстетике дзен относят создание знаменитых японских садиков и садов камней, написание хайку, составление оригами, рисование тушью, боевые и прочие искусства.

С этим же связано японское искусство «любования» (полной луной, цветением сакуры, опаданием листвы клёна осенью и т. д.). Так что эстетический компонент выражается через множество путей.

ОТЛИЧИЯ ДЗЕН ОТ ДРУГИХ ШКОЛ БУДДИЗМА

В каких-то аспектах дзен тесно взаимосвязан с буддизмом (например, признает четыре благородные истины), но благодаря сильному влиянию на него даосизма и конфуцианства имеет и важные отличия.

Например, таковым является отказ от традиционных священных текстов. Бодхидхарма подчёркивал, что передача истины не должна опираться на слова и тексты:

«Передача мысли непосредственно от сердца к сердцу, созерцание собственной изначальной природы и есть реализация состояния Будды»

То есть, самое важное передаётся не через письменные источники, а от наставника к ученику, причём «от сердца к сердцу», то есть далеко не всегда для передачи истины учитель прибегает к словам.

Важнее медитативные практики.
А буддийские сутры и шастры– это, согласно профессору философии Судзуку, для последователей дзен «не больше, чем макулатура».

Также учение дзен отличается прямотой, практичностью, связью с обычной жизнью. Его часто характеризуют как антифилософское, парадоксальное, интуитивное, адогматичное.

Для дзен не характерен «уход от мира». Его последователи часто ходят на работу, занимаются обычными делами.

В большинстве древнейших буддийских школ практика созерцания является лишь вспомогательным средством. В дзен же ей отведена первостепенная роль.

В отличие от многих религий, дзен не стремится ставить какую-то цель (рай, искупление, достижение нирваны и т. д.), а призывает просто жить, находиться здесь и сейчас.

Просветление (сатори) возможно в любой момент через внезапное озарение, считают последователи дзен, и совсем не обязательно для этого переживать длинную цепь смертей и перерождений, накапливая кармический опыт.

Наконец, отличительными чертами дзен являются: простота и скромность храмов, которые зачастую находятся в безлюдных и красивых местах, бОльшая самодостаточность дзен-монахов и меньшая зависимость от мирян.

Изображений божеств в дзен-монастырях практически нет, ритуалы мантры и изучение сутр тоже не являются типичными для данного течения.

Сайт dzen.ru/a/aDVteYuDWVo5MVLT

Опубликовала    20 авг 2025
0 комментариев

Похожие цитаты

Сегодня ходила на родительское собрание, понравилось напутствие сына: «Мама, главное никому там не верь!»

Опубликовала  пиктограмма женщиныUstya  01 мая 2012

А когда-то самым страшным в нашей жизни было:
«Закрываем учебники, достаем двойные листочки»))))

Опубликовала  пиктограмма женщиныAnna1402  04 сен 2011

Сейчас детям в третьем классе дают то, что мы изучали в шестом… А уровень образования — ниже плинтуса по всей стране. Может, стОит вернуться к Советской системе образования, когда дети хоть что-то понимали?..

Опубликовала  пиктограмма женщиныFreede  28 янв 2012

Сходила на встречу выпускников…
Весь вечер в голове крутилась песня из фильма «Мери Поппинс»:
—Тридцать три коровы, тридцать три коровы…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЗЛОДЕЙКА  28 янв 2012

И сотворили школу так, как повелел дьявол.
Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах. Он не может сидеть без движения, поэтому его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить — ему приказали молчать. Он стремится понять — ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам исследовать и искать знания, но ему дали их в готовом виде. И тогда дети научились тому, чему никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.

Опубликовала  пиктограмма женщиныМарена  10 фев 2016