Место для рекламы

Битва при Иссе. Точка зрения

Битва при Иссе. Точка зрения

«Битва при Иссе» — в некоторых отношениях уникальное произведение ведущего мастера «Дунайской школы» Альбрехта Альтдорфера, современника Кранаха, Дюрера и Гольбейна. Здесь я хочу рассмотреть географические особенности этой «Битвы».

В ноябре 333 г. до н. э. на просторах Малой Азии Александр Македонский столкнулся со своим непримиримым соперником Дарием Персидским. Дарий потерпел сокрушительное поражение, положил 100-тысячное войско и бежал с поля боя. Македонцы в исполнении Альтдорфера наступают «клиньями» справа налево, то есть с запада на восток, что в целом соответствует направлению исторической экспансии Александра Великого. Македонцев легко распознать по голубым облачениям и шлемам с белыми плюмажами. Им противостоят персы (слева) в красных кафтанах и тюрбанах. Эти «персы» выглядят как турки 16-го столетия, современные мастеру. Ренессансные живописцы и их зрители были совершенно лишены исторического мышления и наивно полагали, что мир и две тысячи лет назад выглядел точно так же, как современная им действительность.

Альтдорфер произвольно совмещает три точки зрения на ландшафт «Битвы». Всадников первого плана мы видим как бы с холма, небольшого возвышения, с дистанции в 30 — 40 шагов: можно различить детали доспехов, упряжи, вооружения. Каждой точке зрения соответствует свой масштаб и колорит.

Средний план — южное побережье Малоазийского полуострова, город Исс справа и Аманские горы слева рассматриваются с высоты птичьего полёта. Отдельные фигуры воинов сливаются в тёмные массы, ощетинившиеся копьями. Городские башни и кровли отчётливо вырисовываются на фоне воды.

Наконец, дальний план — море и остров, дельту реки и материковую сушу в голубых воздушных тонах мастер показал из ближнего космоса. Округлая линия горизонта, передающая шарообразность Земли, соответствует высоте наблюдателя не менее двухсот километров. Для сравнения, австриец Баумгартнер поднялся на шаре, наполненном водородом, на высоту 46 километров, откуда совершил свой рекордный прыжок с парашютом.

Вертикальная осевая панели соответствует 34-му градусу восточной долготы. Осевую обозначает отвес декоративной таблички, волшебным образом парящей в воздухе. Этот отвес проецируется на узкий перешеек между Африкой и Синаем, где в 1869 году откроют для судоходства Суэцкий канал.

Правая и левая стороны формата задают сегмент между 30-м и 38-м градусом на поверхности глобуса. Угол обзора, таким образом, равен восьми градусам. Предположу: прежде чем приступить к картине, Альтдорфер взял в руки глобус, зажмурил один глаз, а другой приблизил к его поверхности — так, чтобы получить общее представление о географических формациях. Главный луч зрения он направил строго на юг, вдоль меридиана. Из этого натурного наблюдения на картину перешла «круглая» линия горизонта.

Что же получилось? Мы видим восточную часть Средиземного моря; остров Кипр с его горным массивом Троодос; левее (восточнее) — левантийское побережье, где ныне располагаются Турция, Ливан, Израиль, Сектор Газа. Южнее — Синайский полуостров, Египет. Светлое водное пространство, уходящее за горизонт — Красное море. Узкий перешеек между Красным и Средиземным морем, место будущего канала. Правее — североафриканское побережье и дельта Нила, состоящая из семи рукавов. Петляя, великая река уходит далеко на юг — как известно, до озера Виктория на экваторе, где Нил берёт свой исток.

Солнце на юго-западе; это закат. Положение светила соответствует зимним месяцам: в любое другое время года оно закатилось бы правее, за пределами этого формата.

Шедевр Альтдорфера — единственное в своём роде произведение в истории мирового искусства: за пять столетий до начала космической эры (1529 г.) гениальный мастер сумел мысленно воспарить над планетой и изобразил Землю как шарообразное тело, наряду с Солнцем и Луной, чему решительно нет примеров ни в предшествующей, ни в современной ему живописи. Детализация гористых ландшафтов более всего напоминает Альпы, которые Альбрехт наблюдал и писал в течение всей жизни.

29. 07. 2025
Опубликовал    вчера, 18:15
1 комментарий

Похожие цитаты

Есть у кривой какая-то задача.
Она стремится к точке, не иначе!

Опубликовал  пиктограмма мужчиныМихаил Палецкий  08 ноя 2023

"Звёздная ночь над Роной" – картина Винсента Ван Гога:

— Конечно, семью звёздами Ковша воды из Роны не зачерпнёшь.

— Для этого нужно спуститься в южные широты. Если бы Ван Гог писал тот же мотив где-нибудь на берегу Нила, например в Асуане, ковш погружался бы в воду.
К слову, Рона вторая из рек после Нила из впадающих в Средиземное море по сбросу воды в единицу времени (1690 м куб. в секунду).

Опубликовал  пиктограмма мужчиныМихаил Палецкий  12 июн 2023

И точка. Больше не о чем писать.
У хронологии забавная черта:
Любить, конечно, можно перестать.
Но вспоминать, наверно, никогда.

И точка. Больше некому звонить.
Как в песне: больше некуда спешить.
Как просто может оборваться нить.
Не вспоминать — не значит не любить.

И точка. Или множество таких.
Ведь знаки препинания- не суть.
Из множества потерянных чужих
Мне б только одного тебя вернуть…

Опубликовала  пиктограмма женщиныТигруля  21 янв 2016

Жизнь снова начинать, бесспорно, лучше
С абзаца иль хотя бы с новой строчки,
Но лишь когда на строчке предыдущей
Расставлены финальные все точки.

© Copyright: Зульнора, 2013 Свидетельство о публикации №113012608496

Опубликовала  пиктограмма женщиныЗульнора  26 янв 2013

Точки в моих строках никогда не издавали звука капель дождя — они словно пули в ранах, которые ещё не зажили.

Опубликовала  пиктограмма женщиныДаре Мачавариани  24 фев 2025