Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

К.Маковский - картина "Боярыня у окна"

В момент написания картины интерес к прошлому России был как никогда велик. Оно в значительной степени романтизировалось, что нашло отражение и в этом полотне. В нем передается то ощущение истории Руси, которое сложилось под влиянием былин и сказок — приукрашенное, нарядное, романтичное.
«Боярыня у окна» — картина Константина Егоровича Маковского, написанная в период повышенного интереса общества к русской истории.

На холсте изображена красивая молодая особа, ухоженная, полнокровная, в парчовом одеянии. Большое количество жемчуга — очень дорогого на Руси украшения — говорит о высоком положении героини. Роспись на стенах, наборные стёкла в изящной раме, шелковая занавесь, меховая оторочка верхней одежды, золотое шитьё наряда подчёркивают материальный достаток.

Нежная кожа женщины словно светится изнутри. Взгляд тёмных глаз задумчиво направлен на зрителя. Она уверена в своей красоте.

Лёгкая улыбка на полных коралловых губах едва обозначена живописцем. Перед нами — лицо царицы со спокойным и сдержанным выражением.

Основные краски картины — приглушённый коричневый, голубоватый, красный и золотисто-жёлтый. Нет резких теней, все переходы плавные, через полутона, благодаря чему изображение смотрится естественно. Затемнение фона в правой трети и слева от колен создаёт иллюзию рассеянного света, который проникает через окно, чётко выделяя фигуру боярыни.

На полотне изображена молодая замужняя женщина из высшего общества. По ее одежде невозможно точно обозначить исторический период, утверждать можно только одно — оно относится к временам до петровских реформ, когда все массово заставлялись переодеваться в западную одежду.

Этот портрет можно считать собирательным изображением русской боярыни.
Это полнокровная молодая красавица, исключительно богато и пышно одетая.

Она сидит в оконном проеме каменного терема, обильно украшенного росписью. Небольшие стекла оправлены в частый металлический переплет, а тонкая, вышитая цветным шелком штора подчеркивает декоративность и нарядность полотна.

Боярыня сидит, облокотившись о стену, перед массивным сундуком, в котором, скорей всего, хранится ее приданое или самые ценные вещи.
На это намекает горка украшений, которые перебирала красавица до того, как ее отвлекли от этого занятия.

Среди украшений много ярких бисерных вещиц, длинная массивная цепь, которую боярыня держит в руке, опущенной на колени, женский головной убор из тканой золотом парчи с вышивкой мелким жемчугом. Вторая рука женщины лежит на рамке золоченой иконы.

Она исключительно богато одета. Художник с большим мастерством воспроизводит сложный многоцветный наряд. На женщине алое нижнее платье из затканной золотыми узорами ткани с широкой каймой по подолу. Верхнее платье короче нижнего, а его рукава широкие и свободные. Это позволяет частично открыть для обзора дорогую ткань нижней одежды.

Верхнее платье еще эффектнее. Оно светлое с крупными разноцветными узорами в восточном стиле. Горловина, полочки вдоль застежки, подол и низ рукавов украшены широкой полосой из золотого галуна. Платье застегнуто на крупные драгоценные пуговицы и подпоясано золотым же тканым кушаком. На плечи красавицы наброшена накидка, отделанная соболями.

На женщине много драгоценных украшений, в основном из жемчуга, очень популярного на Руси. Особенно выделяется роскошный кокошник — головной убор, который носили дамы всех сословий, и прекрасные серьги из громадных жемчужин.

Эта прекрасная женщина — собирательный образ русской красавицы того времени, словно пришедший к нам из сказки или предания. Художник очень тонко уловил эту связь со сказочным, мифологическим и былинным прошлым страны.
Портрет выглядит как иллюстрация к сказке или спектаклю на историческую тематику.

По мнению некоторых исследователей, картина «Боярыня у окна» — портрет первой жены царя Иоанна Грозного, Анастасии, умершей в молодом возрасте.
По слухам, подтверждённым современными исследованиями, её медленно отравили мышьяком и ртутью. Автор, скрупулёзно изучавший исторические материалы, был осведомлён об неофициальной версии трагического события. Исподнее платье героини художник окрасил в красный цвет, что по православной традиции может символизировать одновременно и царское положение, и мученическую кончину.

Картина «Боярыня у окна» Константина Егоровича Маковского — пример удивительной любви к образу русской женщины. В ней чувствуется знание старинных обрядов и быта, искреннее уважение художника к истории допетровской Руси.

Опубликовала    20 мая 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

2 января -190 лет со дня рождения русского художника В.Г. Перова

Отцом художника был барон Криденер, служивший прокурором в далекой сибирской губернии. Герб Криденеров изобилует королевскими лилиями, единорогами и розами, что свидетельствует о древности и знатности.
Из Криденеров вышло много блестящих дипломатов, служивших Российской империи в Новом и Старом Свете.

Мать героя — Акулина Иванова, была Тобольской мещанкой. Известно, что именно она учила будущего профессора и академика читать.

Несмотря на то, что вскоре после рождения Василия барон Криденер и…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  02 янв 2024

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Александр Бубнов - картина «Утро на Куликовом поле»

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для страны. В начале боевых действий немцы стремительно наступали, советские солдаты утрачивали веру в победу.
А к 1945 году государство понесло огромные человеческие потери, в демографии зияла огромная кровоточащая рана.
Именно поэтому в тот период были так важны произведения, поднимающие боевой дух народа, утверждающие русскую силу и непобедимость.

Полотно Александра Бубнова стало именно таким жизнеутверждающим напоминанием. В качестве осн…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  23 фев 2024