Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Чернецов Никанор - картина "ВИД ИЕРУСАЛИМА, 1854"

Это одно из произведений, исполненных художником после поездки в 1842—1843 году на Святую землю, которую он осуществил вместе с братом Григорием, проехав по Египту, Палестине, Сирии, Греции и Турции. Ученики М.Н. Воробьева и глубоко верующие люди, Чернецовы видели целью своего творчества максимально правдивое и убедительное изображение пейзажей и архитектурных памятников, которые встречали во время своего паломнического путешествия по святым местам.

Изображая панораму Иерусалима, художник тщательно прорисовывает все архитектурные элементы и вместе с тем придает пейзажу романтическую окраску.
Золотистый свет льется из глубины слева, весь передний план погружен в вечерний полумрак. Подобно декоративной кулисе, левый край полотна заполняет причудливый силуэт раскидистой старой оливы.
Ее обнаженные корни, словно лапы фантастического существа, впились в сухую землю. В изломах ствола и ветвей, изъеденных ветрами и иссушенных солнцем, словно запечатлелись следы веков.

«Довольно взглянуть на эти дряхлеющие деревья, чтобы поверить, что они истинные свидетели и вероломству Иуды, и Господних страданий: глубокая их древность и необыкновенная долговечность масличного дерева ручаются за истину предания», — писал один из путешественников.

Контрастом беспокойному силуэту «ожившего» дерева предстают идиллические жанровые сценки с уснувшим под оливой пастушком, бродящими по склонам козами, женщинами с кувшинами.

За городскими стенами виднеются сад и постройки на горе Мориа: мечеть аль-Акса слева, и мечеть Куббат-ас-Сахра справа. Вдали можно рассмотреть два купола храма Гроба Господня, прямоугольные башни цитадели Давида и Яффских ворот. Справа внизу у подножья Елеонской горы — легендарная гробница Авессалома, сына библейского царя Давида.

«Кто выразит все чувства, волнующие грудь, при внезапном появлении Св. града… когда все дивные имена Сиона и Голгофы и Элеона… внезапно олицетворяются пред очарованными глазами», — писал русский путешественник А.Н. Муравьев.

Восхищением перед величественным древним городом проникнута и картина Чернецова.

Опубликовала    12 мая 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Григорий Седов - картина "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"

Перед бракосочетанием царя во все уголки страны обычно рассылались особые царские грамоты.
По их указанию выбирали самых красивых и знатных девушек со всей России и отвозили на смотрины в Москву.

По словам летописцев, из двухсот красивейших девушек для представления Алексею Михайловичу отобрали шесть лучших претенденток.
Исторический живописец Григорий Седов запечатлел на своем полотне сцену выбора царем суженой.

Живописный образ юного самодержца Алексея Романова Тишайшего соответствует дош…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2024

Исаак Левитан - картина "Большая вода"

Исаак Левитан как ни один другой пейзажист умел передать тончайшую мелодию души в ее соприкосновении с миром природы.
Она так хрупка и беззащитна после натиска морозов и снежных пушистых одеял, что укутывают землю.

«Весна — большая вода» словно продолжение картины учителя Левитана — Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871), только более чувственная, нежная.

Выбранный живописцем мотив незамысловат — берег небольшой реки с приютившейся лодочкой. «Все великое, говорят, просто. И средства, ис…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  17 мар 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024