Место для рекламы

Милейшее Кошачье Благородие, премного благодарна, что оставила мне краешек моей кровати и чуть-чуть моего же одеяла!...

Кто и почему устроил кошачий геноцид в средневековой Европе

Почти 10 тысячелетий прошло с тех пор, когда кошки стали жить рядом с людьми. Казалось бы, хвостатые мурлыки и человек заключили выгодное для обеих сторон соглашение — коты ловят в жилищах homo sapiens грызунов-вредителей и забирают добычу себе, а люди в благодарность за это предоставляют им кров и пищу. Однако существовала такая идиллия не всегда и не везде. В Средневековой Европе любовь к кошкам могла навлечь на человека массу довольно серьезных проблем: от подозрения соседей, до пристального внимания инквизиции или смертельной дикой ярости агрессивной толпы.

Все началось с египетского рая

Древний Египет. Кошки повсеместно живут в храмах, их почитают, как священных животных. Убийство мурлыки приравнивается к убийству человека и карается смертью. Одно из божеств египетского пантеона — богиня света Баст (или Бастет), повсеместно изображалась в виде кошки. Даже Ра — верховный бог Египта, во время борьбы с силами тьмы на некоторых барельефах предстает в кошачьем подобии.

Египетский культ кошек, как священных животных, был настолько силен, что этим весьма успешно воспользовались персы. По легенде их воины во время наступления на Египет несли на руках котов — именно поэтому египтяне не оказали захватчикам ожесточенного вооруженного сопротивления.

Спустя столетие греческий историк Геродот в своих трудах описал, как во время страшного пожара в Египте его жители оставались без имущества, и даже гибли сами. А все из-за того, что в первую очередь египтяне бросались спасать из огня домашних кошек.

Экспансия котов по миру началась именно с Египта. Сначала их завезли в Грецию финикийские торговцы. Греки полюбили кошек за их талант охотиться на грызунов. Именно с Эллады и начался триумфальный поход хвостатых мурлык по европейскому континенту. Кошки расселились повсюду: от земель Киевской Руси до Британских островов.

Согласно историческим документам в Уэльсе к началу XI века маленький котенок стоил на рынке столько же, сколько и целый ягненок — 1 пенни. За взрослую же кошку можно было выручить 4−5 пенса. В британском фольклоре кошки являются помощниками сил добра, а также сопровождают одну из мифических добрых сущностей — королеву фей.

Из домашних любимцев в слуги Сатаны

Упоминаются кошки и в Библии. Правда всего 1 раз и в не очень выгодном (как оказалось позже) для себя свете. В своем послании пророк Иеремия, осуждая идолопоклонство, так описывает эти нечестивые божества: «На их тело и головы налетают ласточки, другие птицы и летучие мыши. Также по телу [идолов] лазают кошки. Так и поймете, что это не боги: поэтому не бойтесь вы их».

Такое нелестное упоминание о кошках никого из европейцев не волновало до начала Крестовых походов, войн с мусульманскими народами и гонений еретиков инквизицией. Именно тогда пушистые домашние любимцы превратились в настоящих «слуг Сатаны».

Историки называют сразу несколько причин того, почему в средневековой Западной Европе кошек стали люто ненавидеть. Во-первых, это их поведение, которое непонятно людям. А в эпоху Средневековья все непонятное и необъяснимое считалось дьявольщиной. Во-вторых, глаза кошек светятся в темноте и гуляют они по ночам — именно тогда, когда в мире начинают господствовать силы зла.

Ну, и, наконец, последнее: котов очень любили мусульмане. С которыми христиане старались не иметь ничего общего.

Начало кошачьего геноцида

Одной из самых первых атак католической церкви на кошек считается Vox in Rama — послание папы римского Григория IX, которое он написал в 1233 году. В своем труде понтифик осудил поклонение дьяволу (люциферианство) и даже привел подробное описание одного из ритуалов этого сатанинского культа. Во время него еретики якобы целовали под хвост статую черного кота, а сам Сатана являлся своим адептам в образе полукота-получеловека.

Старт геноциду был дан: кошек (особенно черных) по всей Европе бросают с замковых башен, топят в мешках, вешают и даже заживо сжигают. Среди документов Святой Инквизиции, которые дошли до наших дней, сохранились многочисленные записи судебных дел, по которым подозреваемые в колдовстве женщины приговариваются к смерти вместе с их кошками.

Единственным спасением от костра для черных котов могло стать даже небольшое светлое пятно на их шерсти. Для инквизиторов оно было «меткой ангела», автоматически снимающей с хвостатого все подозрения в причастности к колдовству и дьявольщине.

Во всем виноваты демоны, евреи и коты

Самый разгар кошачьего геноцида в Западной Европе пришелся на XIV век — эпоху массовых эпидемий. И это абсолютно не удивительно. Ведь охотясь на крыс, кошки не только оберегали запасы продуктов людей, но и уничтожали главных переносчиков инфекций — грызунов. После истребления значительного количества котов коллективный иммунитет в обществе существенно ослаб.

В отличие от католиков, иудеи никогда не прогоняли кошек из своих общин и не истребляли их. Кроме того, евреи Средневековья вели в Европе достаточно замкнутый образ жизни и соблюдали свои религиозные предписания относительно личной гигиены. Все это в совокупности с содержанием котов в жилищах вполне могло послужить причиной того, что иудеи реже других жителей европейских городов и поселений умирали от чумы.

Однако именно терпимость и любовь к кошкам сыграли с представителями «избранного Богом народа» смертельную злую шутку. В населенных пунктах, охваченных пандемией, поползли слухи, что иудеи специально заражают чумой христиан. Весной 1348 года вспыхнули массовые погромы еврейских кварталов.

Все началось во французском Тулоне, где христиане убили около 50 иудеев. Далее был немецкий Эрфурт (около 3 тысяч погибших), швейцарский Базель (600 сожженных заживо) и Страсбург (900 жертв), до которого пандемия даже еще не дошла. Таким образом косвенно из-за любви к кошкам в средневековой Европе христианами было уничтожено более полутысячи еврейских общин.

За несколько лет до еврейских погромов, в 1344 году, во французском городе Мец случилась эпидемия психического заболевания хорея, которую нарекли Danse de Saint-Guy — «танцы святого Вита». До полутора тысяч горожан впали в истерику прямо на улицах. И взрослые и дети махали руками, кричали. Всем им мерещились разного рода необычные существа, ангелы и демоны. Человек мог танцевать беспрерывно несколько дней, пока не падал на землю полностью обессиленным или мертвым.

Даже современная медицина не может дать однозначный ответ — что же стало причиной вспышки той болезни. А вот средневековые доктора и священники во всем обвинили нечистую силу, которая (по их описаниям) являла собой демона в обличии кота. В результате на протяжении следующих 400 лет — до середины XVIII века, жители Меца ежегодно в специальной железной клетке публично сжигали заживо 13 кошек. Ритуал определенно «помог» — больше «танцевальных эпидемий» в городе не было.

Мертвый кот — к счастью

Практически вся Западная Европа буквально была наполнена предрассудками и жестокими традициями, в которых фигурировали кошки. Их убивали на полях для того, чтобы сберечь урожай от грабителей и вредителей. Кошек заживо замуровывали в стенах строящихся зданий — люди верили, что так дух животного будет защищать дом от грызунов. Один из таких мумифицированных трупов обнаружили во время ремонта стены лондонского Тауэра.

Даже в эпоху Просвещения котов продолжали подозревать во всяких неприятностях. Так, Иоганн Маттеус Бехштейн — выдающийся немецкий зоолог XVII века, утверждал, что кошки могут чувствовать природные катаклизмы. Бехштейн всерьез предупреждал не находиться рядом с котом во время грозы и ливня. Все потому, что по мнению ученого, хвостатые имеют свойство притягивать к себе разряды молнии.

Рай у мусульман и православных

В отличие от католиков, православные и мусульмане не считают кошек «дьявольским отродьем». По мусульманским преданиям у пророка Мухаммеда была кошка, которую звали Муизза. Пророк так любил это животное, что однажды, когда его позвали на молитву, не стал беспокоить кошку, спящую на его одежде. Мухаммед аккуратно отрезал платье, оставив кусок, на котором лежала Муизза.

Пророк Мухаммед в своих проповедях говорил, что кошки не являются нечистыми. Им даже не запрещается заходить в мечети, в то время, как многим другим животным это запрещено.

Как и мусульманство, православие также считает кошек «чистыми». И также, как и в мусульманстве, в православии котам можно заходить в храмы. Причем, они единственные звери, которым не запрещено находиться в церкви. Так что по меркам католиков средневековой Европы как мусульмане, так и православные, есть ни кем иными, как идолопоклонниками.

В наши дни пушистые мурлыки являются одними из самых популярных домашних животных во всем мире. Не удивительно, что довольно часто они стают фигурантами и даже главными героями множества забавных, курьезных и интересных ситуаций. Взять, например, историю, как бродячая кошка спасла от банкротства железнодорожную станцию и стала смотрителем.

Станция Киши искала героя

Станция Киши в Кинокава, префектура Вакаяма, Япония, является частью железной дороги Вакаяма. В 2004 году станцию собирались закрыть. Этого не произошло лишь благодаря бурным протестам местных жителей. Линия была настолько убыточной, что железнодорожная компания постоянно искала выход, как сократить расходы. Два года спустя было принято решение сократить персонал на всех станциях линии Кишигава.

В то время начальником станции был Тошико Кояма. Это был добрый человек, который больше всего на свете любил кошек. Недалеко от станции жила целая компания бездомных животных, которых Кояма постоянно подкармливал. Самой любимой его кошечкой была трёхцветная Тама. Животное было всеобщим любимцем, потому что обладало весьма кротким нравом и было невероятно дружелюбным. Тама часто находила на вокзале какое-нибудь тёпленькое местечко и загорала там. Она очень любила, когда её гладили прохожие.

Когда Тошико уходил на пенсию, он попросил, чтобы работники железнодорожной линии не бросали Таму на произвол судьбы. Новый начальник Мицунобу Кодзима настолько полюбил Таму, что официально назначил её начальником станции в 2007 году. Для кошки пошили специальный головной убор, повесили на неё золотой бейдж, где выгравировали её имя и должность. В качестве заработной платы служил кошачий корм.

Роль Тамы как начальника станции включала в себя целый спектр весьма важных обязанностей. Кошка всегда приветствовала пассажиров станции и работников. Самая же главная её функция заключалась в своего рода рекламном продвижении услуг железной дороги. Только за первый месяц её назначения на должность станционного смотрителя количество пассажиров, посещающих Киши, увеличилось на 17%. Люди стали больше пользоваться услугами железнодорожной сети только ради того, чтобы увидеть Таму.

Станционный смотритель Тама быстро приобрела массу поклонников

В марте 2008 года Таму повысили до «супервайзера станции». Эта должность принесла с собой для кошки личный «офис». Для новоявленного супервайзера переоборудовали билетную кассу. Там для Тамы установили кровать. Кошка стала настолько популярной, что на станции открыли её именной сувенирный магазин. Брелоки, конфеты, значки и множество других безделушек с изображением Тамы продавались как горячие пирожки. Деньги потекли в местный бюджет рекой. Станция не просто перестала быть убыточной, она приносила в местный бюджет довольно солидные средства.

Популярность и успех Тамы продолжали расти. Осенью 2008 года Таму посвятили в рыцари. Для этого пышного мероприятия для кошки специально сшили маленькое голубое платье с белыми кружевными оборками на шее. В качестве премии Тама получила несколько кошачьих игрушек и ломтик крабового мяса, которым её накормил сам президент компании. Компания заказала портрет кошки и его повесили на вокзале.

В 2009 году железная дорога наняла прославленного промышленного дизайнера Эйдзи Митуку. Специалисту поручили создать «поезд Тамы». Вагоны решили украсить мультяшными изображениями знаменитой кошки. Локомотив спереди разрисовали в виде кошачьей мордочки, а внутри всё отделали деревом и установили полки, где разместили детские книжки. Двери поезда открываются при специальном звуковом сигнале, которым служит запись мяуканья Тамы.

Здание вокзала было реконструировано в 2010 году компанией Mitooka. Новый дизайн здания напоминал кошачью морду. Крышу вокзала украшали кошачьи ушки. Окна строения имитируют глаза кошки. Особенно впечатляюще это выглядит в вечернее время суток, когда внутри сияет жёлтый свет.

Через год, когда Тама проработала на должности начальника станции три года, её повысили до управляющего исполнительного директора. Кошка стала третьим лицом в компании, после президента компании и управляющего директора. К этому времени у Тамы уже было несколько подчинённых. Ей помогали её сестра и мать, кошки по имени Чиби и Миико. Ещё через два года успешной службы Таму повысили до должности почётного президента Wakayama Electric Rail. К этому времени кошке уже перевалило за 14 лет. Компания решила, что ей уже тяжеловато пребывать в офисе постоянно, всю рабочую неделю. Было решено, что она там будет только три дня из шести рабочих.

Преемники Тамы продолжают её славное дело

Всеобщая любимица скончалась в 2015 году. Почтить память удивительной знаменитой кошки пришли тысячи людей. Они приносили на станцию цветы и кошачьи консервы. На вокзале соорудили даже небольшую часовенку. Кошку возвели в статус богини, духовного покровителя станции. Таме присвоили звание Почётного Вечного смотрителя станции посмертно.

Согласно статистическим исследованиям, благодаря Таме пассажиропоток на линии Кишигава увеличился на 300 000 человек! За время её работы на должности начальника станции бюджет получил дополнительно 1,1 миллиарда йен. Несмотря на то, что Тамы уже давно нет в живых, дело её процветает. В 2017 году, в честь восемнадцатилетия необычной кошки Google выпустил Google Doodle. У Тамы есть именной аккаунт в Твиттере, у которого на данный момент около ста тысяч подписчиков.

Когда традиционный траур по умершей кошке закончился, на её место был назначен преемник. Им стала кошка по имени Нитама. Это имя в переводе с японского значит «Вторая Тама». Нитама была спасена работниками станции Идакисо, что находится в пяти остановках от станции Киши. Кошку обучили необходимым навыкам и назначили на место Тамы. Первой обязанностью нового начальника станции было отдать дань уважения своей предшественнице. Эта торжественная церемония проводится каждый год 23 июня в святилище Тамы.

Одним из кандидатов на должность главной кошки железной дороги, рассматривали кандидатуру Сун-тама-тамы (каламбур на Сантаму, что переводится как «третья Тама»). Однако Сун-тама-тама в тот момент работала на станции Окаяма. Когда ей было предложено занять место Тамы, нужно было переезжать в Киши. Представитель по связям с общественностью, который присматривал за Сун-тама-тамой, отказался её отдавать.

Компания предусмотрительно заранее нашла Нитаме преемника. Молодую кошку по имени Йонтама («Четвёртая Тама») в данный момент обучают.
Все преемники Тамы, как и она, были трёхцветными кошками. Этот милый образ продолжает привлекать на эту железнодорожную ветку всё новых пассажиров.

Опубликовала    16 авг 2021
2 комментария

Похожие цитаты

Божественная Кошка

Писала для конкурса...С разрешения модератора публикую...

Нигде и никогда не почиталась ты, как в давней Древности.
Всех восхищала твоя чистоплотность и загадочный образ твой.
Светящиеся во мраке глазки, и невероятно мягкие лапки,
И способность без шума исчезать и появляться в тиши ночной.

Почти в каждой семье ты была отрадой и дорогим существом.
Уважали тебя за своенравный характер и твою независимость.
И если, не допусти Боги, в доме случался пожар какой,
Тебя выносили из огня, как королеву, в первую очередь.

В богатых домах тебя содержали в шикарн…

Опубликовала  пиктограмма женщиныАнгария  15 июн 2014

Кошка - Божество

К огда древнейшие скорбили,
О б их безвременной кончине —
Ш ли всем семейством провожать,
К лялись вовек не забывать.
И в знак великого почтения,
Б рови брили всем селением.
О плакивая горькую утерю.
Ж рецам любимицу доверив.
Е ё в гробницу помещали,
С теречь потомкам завещали…
Т е времена прошли давно.
В ека, эпохи, нравы… Но!
О ни в почете все равно.

Не вошедшее в конкурс*

Опубликовала  пиктограмма женщиныКоЛюЧеЧкА  15 июн 2014

Откуда в России появились кошки

Дороже лошади

«Аще кто собаку оубьетъ ли кошку, вины гривна, а собаку в собаки место, а кошка в кошки место». Эта сложная для современного человека фраза, дошедшая из глубин веков, — на самом деле уголовная статья из церковного судебника «Правосудье митрополичье» XIII века. Переводится фраза просто: «Если кто убьёт собаку или кошку, то должен будет заплатить штраф — 1 гривну и добыть хозяину новую собаку или кошку».

В этом же судебнике обозначена стоимость поку…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  15 ноя 2017