Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

«ИКОНА НАЦИИ» ИЛИ «МЕСТЕЧКОВЫЙ ПАТРИОТ»: КЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛ ТАРАС ШЕВЧЕНКО

4 мая 1838 года благодаря стараниям художников, поэтов и российской императорской семьи обрёл личную свободу молодой крепостной, которому впоследствии было суждено стать одним из символов украинской нации, Тарас Шевченко.

Отблагодарил своих освободителей бывший крепостной оригинально: о царской семье написал пасквиль и призвал утопить её в крови, а у хлопотавшего о нём друга и художника Ивана Сошенко соблазнил невесту. Несмотря на специфические личные качества и экстравагантное поведение, Шевченко долгие годы благополучно издавался в Санкт-Петербурге и уже при своей жизни стал чрезвычайно популярен, а после смерти и вовсе превратился в икону «украинства».

Будущий поэт родился в 1814 году в селе Моринцы под Звенигородом, в семье крепостного крестьянина Григория Шевченко, принадлежавшего племяннику Григория Потёмкина Василию Энгельгардту. Согласно семейной легенде, предки Шевченко были казаками. Когда Тарасу исполнилось два года, его родители переехали в село Кирилловка. В 1823 году умерла мать, а в 1825-м — отец юного Тараса. Мальчику пришлось самостоятельно зарабатывать себе на пропитание. Он пас овец, прислуживал дьячку-учителю и дьячкам-малярам, выучившись при этом грамоте и основам рисования. Об этом периоде в своей жизни поэт писал: «Мен тринадцятий минало. Я пас ягнята за селом».

В 1829 году Шевченко стал личным слугой Павла Энгельгардта — сына графа Василия Энгельгардта, вместе с которым переехал жить в Вильно, а затем в Санкт-Петербург. Заметив у своего слуги способность к рисованию, полковник Энгельгардт решил сделать из него домашнего живописца и стал отдавать его в подмастерья художникам.

В 1836 году, рисуя в Летнем саду, Шевченко случайно познакомился с художником Иваном Сошенко. Тот пожалел талантливого крепостного и решил принять участие в его судьбе, представив Тараса живописцу Карлу Брюллову, поэту Василию Жуковскому и другим известным людям искусства.

По свидетельствам современников, в это время Шевченко написал портрет генерала, обладавшего весьма непривлекательной внешностью. Военный, увидев, что художник не стал скрадывать его недостатки, картину выкупать отказался. Тогда Шевченко забрал портрет и отдал его в качестве вывески в парикмахерскую. Генерал узнал об этом, впал в ярость и обратился к Энгельгардту с предложением продать ему Тараса.

Шевченко такая перспектива испугала, и он попросил Брюллова помочь ему с освобождением. Брюллов обратился за помощью к Жуковскому, а тот, в свою очередь, — к жене Николая I Александре Федоровне.

В это время императрица как раз просила Брюллова написать портрет Жуковского. Было принято решение, что художник выполнит просьбу императрицы, и картину разыграют в лотерею между членами царской семьи. Так и произошло.

Императрица выделила на участие в розыгрыше портрета Жуковского 400 рублей, а её сын Александр и великая княгиня Елена Павловна — по 300. Ещё 1400 рублей собрали гости. За эту колоссальную сумму (обычный крепостной стоил в первой половине XIX века от 100 до 200 рублей) и был выкуплен Шевченко, получивший наконец свободу.

Богемная жизнь
Став свободным человеком, Шевченко, по его собственным воспоминаниям, два месяца кутил, а затем стал учиться живописи уже на профессиональной основе. В 1843 году бывший крепостной получил степень свободного художника.

Стоит отметить, что молодой художник был весьма любвеобилен. На протяжении всей своей жизни он постоянно влюблялся, разочаровывался и снова влюблялся. Шевченко посвящал женщинам стихи и поэмы, писал их портреты и клялся в любви.

В 1838 году произошла одна некрасивая история между Тарасом и инициатором его освобождения Иваном Сошенко. Однажды в мастерской своего друга Шевченко увидел молодую натурщицу-немку (по некоторым данным, невесту художника) Амалию Клоберг. Девушка приходилась племянницей квартирным хозяевам Сошенко, и тот собирался на ней жениться. Шевченко же, живя у друга, соблазнил 15-летнюю Амалию, что рассорило друзей и вынудило Шевченко съехать с квартиры.

Параллельно с живописью Шевченко начал делать первые литературные пробы. В 1840 году друзья издали «Кобзарь» — сборник его стихов на малороссийском наречии. В 1842-м он написал поэму «Гайдамаки», наполненную натуралистичными описаниями сцен насилия, в которых участвовали крестьянские и казацкие повстанцы в ХVIII веке.

В 1840-е Шевченко много путешествовал по Украине и работал художником в археографической комиссии при Киевском университете.

В 1846 году Тарас Шевченко сблизился с участниками так называемого Кирилло-Мефодиевского братства — тайной революционной организации, в состав которой входили филолог Пантелеймон Кулиш, историк Николай Костомаров, журналист Василий Белозерский и другие радикально настроенные представители малороссийской интеллигенции.

Политические взгляды Шевченко в кирилло-мефодиевский период его жизни оцениваются историками неоднозначно. Если советскими учёными делался акцент на социалистических мотивах в политических воззрениях Шевченко, то исследователи из числа представителей украинской диаспоры в США и Канаде, а также историки независимой Украины обычно представляют Шевченко и других кирилломефодиевцев националистами.

Украинский журналист Андрей Самарский, исследующий политическое наследие Шевченко, не склонен видеть в нём ни социалиста, ни националиста, усматривая в идеях поэта стремление к справедливости, местечковый патриотизм и казацкий романтизм.

Достаточно жёсткие оценки идеологическим исканиям Шевченко даёт известный украинский политолог Ростислав Ищенко. «Он не был социалистом. Просто Шевченко, подобно многим другим людям, хотел иметь больше, чем у него было, жить лучше. Попав крепостным холопом в Санкт-Петербург, он ходил по его улицам и завидовал окружающим. Вот эта зависть, вызванная ощущением социальной неполноценности, которую иногда пытаются выдавать за социалистические взгляды, и стала важным мотивом во многих его делах», — считает эксперт.

В 1847 году один из студентов, случайно попавший на заседание Кирилло-Мефодиевского братства, донёс о деятельности организации в правоохранительные органы, и она была разгромлена.

Шевченко к этому времени успел написать сатирическую поэму «Сон», в которой позволил себе личные оскорбительные выпады в адрес царя, едко высмеял внешность царицы и высказался по поводу того, что всю императорскую семью неплохо было бы утопить в крови. Несмотря на это, Тарас не был приговорён ни к тюремному заключению, ни к каторге. Поэта отправили служить рядовым солдатом в Орскую крепость в Казахстане, ещё и с правом выслужиться в офицеры — царь не воспринял всерьёз шевченковские вирши.

Национальный герой
По словам историков, служба Шевченко (сначала в Орской крепости, а затем в Новопетровском) была не слишком обременительной.

Для командиров он был известным художником и поэтом из столицы, имеющим, к тому же, потенциальное право на офицерское звание. Поэтому относились к нему практически как к равному. Несмотря на то, что формально Шевченко было запрещено во время службы писать и заниматься художественным творчеством, запрет этот постоянно нарушался. Кроме того, поэт регулярно участвовал в офицерских застольях, обедал у представителей командования дома, ходил на охоту, становился участником любовных интриг.

Однако военной карьеры Шевченко категорически не желал и самим фактом пребывания в армии, да ещё и на далеких границах, тяготился.

В 1850-е годы он стал просить своих петербургских покровителей похлопотать о его увольнении. В 1857-м благодаря усилиям вице-президента Академии художеств Фёдора Толстого Шевченко был освобождён и вернулся в Санкт-Петербург, где продолжил литературную деятельность и разработал учебник «южнорусского» языка для детей.

В Санкт-Петербурге Шевченко пытался найти невесту и жениться, но в семейных делах так и не преуспел. Женщины неоднократно отвечали ему отказом, а крепостная служанка Лукерья, которой по просьбе Шевченко дали вольную его друзья, принимала от поэта дорогие подарки, а потом изменила ему с нанятым для неё же репетитором.

В 1861 году в возрасте 47 лет поэт умер. Причиной его смерти стала водянка, вызванная, по мнению некоторых историков, злоупотреблением алкоголем. Его похоронили в Санкт-Петербурге, однако затем, согласно завещанию, прах поэта перевезли на Украину, под Канев.

Национальная легенда как результат пропаганды
При жизни Тарас Шевченко был достаточно популярен на фоне интереса российского общества к малороссийском тематике, однако критики, в частности Виссарион Белинский, реагировали на него прохладно, видя в его поэзии узкий провинционализм.

«У Шевченко были средние стихи, средние картины, у него не было склонности к философии. Даже попытки использовать народный язык в литературных целях у других писателей и поэтов были более удачными, например, у Котляровского», — отметил Ростислав Ищенко.

«Тарас Шевченко способствовал становлению литературного украинского языка. Однако, когда мы говорим, что он украинский поэт, мы часто забываем о том, что он ещё и русский писатель. Вся его проза написана именно на русском языке. Более того, судя по дневнику и письмам, Шевченко на русском языке даже мыслил. Правда, проза Шевченко на русском языке среднего уровня. Что же касается поэзии, то нужно понимать, с чем мы её сравниваем. Для украинской литературы своего времени это была вершина. Однако до произведений русской литературы тех же лет она всё же недотягивает», — подчеркнул в беседе с RT доктор филологических наук, академик Академии российской словесности Александр Ужанков.

С началом революционных событий на Украине в 1917 году интерес к личности Шевченко резко вырос. Сначала популяризацией его творчества занялись в Украинской Народной Республике, затем (в рамках политики украинизации) — в Советском Союзе. За «революционные» мотивы в творчестве Шевченко ценил даже Владимир Ленин.

Украинский поэт стал одной из первых исторических личностей, удостоенных памятника в послереволюционной России — в 1918 году его скульптура была установлена на Трубной площади в Москве.

В советское время к 1985 году совокупный тираж только «Кобзаря» Шевченко составил свыше восьми миллионов экземпляров.

Сегодня названные в честь Шевченко улицы и площади есть практически в каждом населённом пункте Украины, ему установлено свыше тысячи памятников во всём мире.

«Шевченко для Украины сегодня — икона и национальная легенда. Но это во многом результат пропаганды. Его в лицо все знают, но лишь немногие могут процитировать хотя бы два-три его стихотворения. Творчество Шевченко стараются даже не изучать слишком глубоко, чтобы не признавать, что оно не столь выдающееся, как это обычно принято говорить», — резюмировал Ищенко".

Опубликовал    22 июн 2021
7 комментариев
  • Аватар NapoliOne2019
    2 года назад
    Полагаю, что еще при Союзе этого исторического персонажа на государственном уровне - всесоюзном и республиканском, власти сознательно превратили в "пророка"и "деятеля революционного движения". Недаром же выполненные в стиле соцреализма памятники ему были в 30-х гг. прошлого века сооружены в Харькове и Киеве, не говоря уже о сотнях других, помельче, во всех городах и весях. Ну а при незалежности - и говорить нечего - идол с обвислыми усами быстро "заместил" богов большевистского пантеона
  • Аватар Я-Лилит
    NapoliOne2019
    2 года назад
    Наверное, это всё от насаждения идеологий. Кому-то надо было пропихивать Солженицина и Бродского, кому-то развенчивать культ Сталина и небожить нацистов. Пропаганда всегда была есть будет и переживёт нас, к сожалению. Потому что в моём понимании несёт негативный оттенок.
    Я думала вы проигнорировали мой вопрос. Ах... ну вот если бы не зашла проверить ответ, то не увидела бы что вы ответили(((
  • Аватар NapoliOne2019
    Я-Лилит
    2 года назад
    Как же можно. Это было бы верхом неучтивости...)
  • KO
    Khlobustov Oleg Я-Лилит
    2 года назад
    Вам не нравится пропаганда? А ведь в ней ничего страшного.
    Пропаганда - это целенаправленное распространение информации с четким указанием что, почему и для чего это делается.
    И, понятно, что противники ваших идей будут стремиться их скомпрометировать. Именно для этого и было сконструировано пугало "пропаганды и идеологии"!
  • Аватар Я-Лилит
    2 года назад
    И что вы сами думаете о художнике-писателе и его "местечковом патриотизме и казацком романтизме"?

Похожие цитаты

Классическая музыка — музыка свободных людей. Рабы её не слышат.

Опубликовал  пиктограмма мужчинывестник  01 апр 2016

ДЕВУШКА ИЗ РАССТОЯНЬЯ

То ли видел ее, то ли знаю,
То ли память листает век.
Эта девушка из расстоянья
Приходит ко мне, как рассвет.

Так бывает, мелькнет вдруг улыбка
И растает в толпе людей.
И ты думаешь, это ошибка,
Но вновь вспоминаешь о ней.

Разбираясь в легендах, преданьях,
Ищу свое прошлое я.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныпросто Я  23 июн 2018

Творчество — это выражение души, передаваемое сердцем, которое украшается умом.
Творчество подобно ветру: оно любит простор и свободу, чем свободнее человек в творчестве, тем более безграничны его возможности …

Опубликовала  пиктограмма женщиныДаре Мачавариани  23 фев 2021