Место для рекламы

Быть или не быть Вагнеру в Израиле?

Израиль вновь расколот на два лагеря. Настоящие баталии разворачиваются на страницах Facebook и прочих социальных сетей, оппоненты не жалеют язвительных комментариев и жестких выражений в адрес друг для друга.

На этот раз яблоком раздора стал не арабо-израильский конфликт и не взаимоотношения светского и религиозного населения, а Рихард Вагнер.

В рамках Байрейтского фестиваля (25/7 — 28/8) израильский камерный оркестр впервые сыграет лирическую симфонию Вагнера «Зигфрид-Идиллия».

Для того, чтобы не оскорблять чувства тех, кто выступает против того, чтобы израильский оркестр играл произведения Рихарда Вагнера — любимого композитора Гитлера и откровенного антисемита, — все репетиции в преддверии концерта проходят за пределами Израиля, однако в антивагнеровском лагере продолжают бушевать страсти.

Несколько ассоциаций жертв холокоста выступили против участия израильского оркестра в Байрейтском фестивале, тогда как ассоциация, которая выступает за внедрение творчества Вагнера в израильскую культуру, приветствует этот шаг и обещает, что уже в ближайшее время музыка Вагнера зазвучит и в концертных залах Израиля.

Почему именно Вагнер

Бойкот Вагнера начался за 10 лет до создания государства Израиль, после трагических событий «хрустальной ночи».

Тогда Палестинский филармонический оркестр (в будущем Израильский филармонический оркестр) отказался от включения произведений Вагнера в концерт 12 ноября 1938 года.

В дальнейшем государство Израиль продолжило бойкотировать композитора, чьи произведения исполнялись в концентрационных лагерях и съездах нацистской партии, хотя официального постановления по этому поводу принято не было.

Израильские оркестры Вагнера не играли, радиостанции не проигрывали его произведения, пластинки, а затем диски с его произведениями невозможно было купить в израильских магазинах.

Страна, которая стала домом для сотен тысяч жертв холокоста, провела красную черту, и Вагнер, любимый композитор Адольфа Гитлера, остался за ее пределами.

Продолжению бойкота способствовала не только любовь фюрера к музыке Вагнера (в окружении Гитлера также ценили Моцарта, Бетховена и Баха, чьи произведения в Израиле исполняют постоянно), но и личность самого композитора, в частности его откровенно антисемитские взгляды и многочисленные высказывания на эту тему.

Юдофобские высказывания Вагнера касались не только роли евреев в музыке, но и еврейства в целом.

«Евреи суть демоническая сила, стремящаяся к гибели человеческого рода… Особенности семитской речи, особенное упрямство ее природы не изгладилось даже под воздействием на нее 2000-летнего культурного общения евреев с европейскими народами… В религии евреи давно уже для нас закоренелые враги, недостойные даже ненависти… евреи стремятся к господству над Германией и христианским миром», — писал Вагнер в своих работах «Вечный жид», «Познай самого себя», «Героизм и христианство».

Попытки нарушить бойкот начались еще в 1980-х годах, однако общественное мнение заставило музыкантов и любителей музыки Вагнера отказаться от идеи амнистировать его музыку.

Одним из немногих, кто осмелился нарушить негласный, но жесткий запрет, стал Зубин Мета, который в 1981 году включил в программу концерта увертюру к «Тристану и Изольде». Тогда после бурного протеста израильтян, переживших холокост, исполнение было прервано.

20 лет спустя, в 2001 году другой дирижер, Даниэль Баренбойм сыграл отрывок из произведения Вагнера в ходе Израильского фестиваля в Иерусалиме, после чего Комитет по культуре и образованию израильского парламента призвал деятелей культуры страны бойкотировать самого Баренбойма, до тех пор, пока он не извинится за самовольное исполнение сочинения Вагнера.

За и против

Противников исполнения сочинений Вагнера можно понять. У многих жертв холокоста и их родственников его музыка вызывает совершенно определенные ассоциации — нацизм, концлагеря, лишения и смерть.

«Стыдитесь, вы плюете в душу тем, кто еще жив, тем, кто помнит „хрустальную ночь“, и кто слушал Вагнера, находясь в Бухенвальде», «Этот оркестр получает дотации от государства, значит он не имеет права пренебрегать общественным мнением в стране», — так пишут возмущенные слушатели на страничке израильского Камерного оркестра на Facebook.
Израиль прекратил бойкотировать германские автомобили, германскую технику, пора положить конец и бойкоту Вагнера
Адвокат Йонатан Ливни, директор Ассоциации любителей Вагнера в Израиле

Лидеры движения «Мой Израиль» назвали участие израильских музыкантов в фестивале, посвященном Вагнеру, позором. «Это позор, мы стыдимся того, что руководители оркестра ведут себя подобным образом и таким образом позорят всю нашу страну», — сообщается на сайте движения.

Однако израильские почитатели Вагнера, которые утверждают, что их намного больше, чем принято думать, убеждены в том, что пора положить и этому бойкоту.

Адвокат Йонатан Ливни, директор Ассоциации любителей Вагнера в Израиле утверждает, что бойкот Вагнера — это последний оплот бойкота Германии и германских товаров, который существовал в Израиле на протяжении многих лет.

«Израиль прекратил бойкотировать германские автомобили, германскую технику, пора положить конец и бойкоту Вагнера. Был ли Вагнер антисемитом — бесспорно. Но ведь и Шопен, и многие другие известные композиторы тоже были антисемитами. Что с того? Мы считаем, что современный поклонник музыки должен быть знаком и с его чудесными произведениями. Опера, которая не ставит Вагнера, — это несерьезная опера. Мой знакомый дирижер из Лос-Анджелеса, например, считает, что Вагнер — это оперный аттестат зрелости», — говорит Ливни.

Ассоциация Вагнера, которая поддерживает контакты и с родственниками композитора — его внучками и правнучками, которые также принимают активное участие в организации Байрейтского фестиваля, — намеревается провести в Израиле несколько концертов Вагнера уже в ближайшее время.

«Нас поддерживает немало людей, среди них известные исполнители, дирижеры и просто любители музыки. Мы уважаем чувства жертв холокоста, но ведь они не обязаны присутствовать на этих концертах, также как ни один израильтянин не обязан присутствовать при исполнении „Идиллии Зигфрида“ в Байрейте», — говорит Ливни.

Опубликовал    10 мар 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

#1611644 Это моя стихия ....

Пусть дождь стучит упорно по стеклу,
А дворники устали отбиваться.
Я так люблю с дождем соревноваться,
Я по другому просто не могу.
Шуршит асфальт и музыка звучит,
Немного заглушая хаос ветра.
А впереди десятки километров
И горизонт весь тучами укрыт.
Спокойны руки, мой железный друг
Летит вперёд наматывая трассу.
И вторит гром, чуть хрипловатым басом,
А дождь укрыл собою все вокруг.

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛюдмила Щерблюк  16 июн 2021

Жизнь — это танец, который нужно исполнить честно.
Что ожидает музыка? Чтобы люди двигались вместе
Так же близко, как языки пламени. Пусть иногда не с теми,
Чувствуй поэзию, ритм, музыку, пока есть время.

Мы кружимся, кружимся, теряем, находим партнёров,
И беспрерывно звучит музыка в мире, в котором
Будет непросто прервать течение короткого этого танца,
Пока мы способны крепко друг друга держаться…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныЗурбаган  06 сен 2019

Встреча

Тихая музыка… И дорожает молчанье,
Слово немое в ответе за тысячи слов.
Пьём капучино — лекарство двоих от прощаний,
Тень сентября примостилась на стрелках часов.

Тихая музыка… Сыплется свет мелким просом,
Столик в углу… До краёв наши души полны
Космосом, небом, дождями невинных вопросов,
Осенью в охре, где всё ещё мы влюблены.

Музыка ноты роняет в ловушки ладоней,
Жизнь между безднами… Хватит ли пальцам тепла?..
Взгляды речисты… Сидим и, наверное, тонем
В собственном счастье сегодня друга друга желать.

© Copyright: Инна Шаломович, 2020 Свидетельство о публикации №120083007057

Опубликовал  пиктограмма мужчиныВладимир Казмерчук  02 сен 2020

Это всё было кем то назначено

Это всё было кем-то назначено:
Столик кофейный, два блюдца, две чашки…
Я, ещё кажется вся не растраченна.
Ты, с глухим воротом старой рубашки…

Кто мы? Актёры театра эстрады?
Друг и подруга? Что тоже бывает…
Музыка фоном. Застывшие взгляды.
Кофе твой, слышишь, совсем остывает…

Под пеленой сигаретного дыма
Скрылось сознание, просто болтаем
Ты говоришь, что я невыносима.
Я говорю, что ты непостигаем.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныВладимир Казмерчук  04 дек 2019

Жёлтое пианино

Пять лет назад под самый конец декабря мне позвонила подруга Марина и, трогательно сокрушаясь, попросила помощи. Марина — инициатор и практически мать проекта #Yellowpiano. Если вы из Питера, то можете его знать — жёлтый инструмент время от времени появляется в городе и любой желающий может на нём поиграть.

Марина — женщина невероятной целеустремленности, пианистка и педагог — отличается буйной фантазией на перформансы и крайней невосприимчивостью ко всякого рода препонам — это важно для истори…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныГлеб Клинов  21 янв 2022