Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

«УБИЙЦА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ. КАК СОЗДАВАЛСЯ ЛЕГЕНДАРНЫЙ РУССКИЙ САМОЛЕТ «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»
Вся отечественная бомбардировочная и гражданская авиация берет свое начало от одного самолета, эксплуатация которого началась 85 лет назад, в 1913 году. Сайт телеканала «Звезда» рассказывает о легендарном «Илье Муромце», навсегда изменившем отечественное и мировое авиастроение.

Об авиаконструкторе Игоре Сикорском и его трагической судьбе написано много книг и статей. Сегодня его имя носят вертолеты фирмы Sikorsky Aircraft, которую он основал после вынужденной иммиграции в США в 1917 году. Но мировую известность он получил в России, и связана она с первыми в мире многомоторными самолетами «Илья Муромец» и «Русский Витязь».

Естественный отбор
Сын Игоря Сикорского Сергей на выставке «Helirussia» несколько лет назад так сказал о времени, когда зарождалась российская авиация и творил его отец: «Тогда создатели самолетов сами поднимали свои машины в воздух. Поэтому плохие конструкторы очень быстро отсеивались».
Это во многом отражает то, как создавались первые самолеты в России и за ее пределами. В полет аппарата тяжелее воздуха в начале XX века вообще мало кто верил. Так, ученый Саймон Ньком всего за несколько месяцев до первого полета Братьев Райт выпустил объемный труд, в котором по пунктам доказывал, что это невозможно в принципе.
Это был шаг, сопоставимый с полетом Гагарина, а может быть, полеты на фанерных аэропланах с двигателями, которые могли заглохнуть в любой момент, требовали еще большего мужества.
Сумасшедший выскочка
И вот, 1913 год. Всего десять лет назад браться Райт впервые подняли в воздух свой самолет Флаер в пустыне Китти-Хоук. Российская авиация находится в зачаточном состоянии, большинство машин повторяют «Фарманы» и другие российские аэропланы. И вдруг авиаконструктор Игорь Сикорский, этот молодой выскочка, предлагает создать первый в мире многомоторный самолет.
Большинство специалистов считает эту затею сумасшедшей: никто не имел никакого понятия, что случится, если один из моторов вдруг заглохнет в воздухе. Однодвигательный самолет в таком случае может планировать. А двухмоторный? Это сейчас мы знаем, что остановка одного двигателя относительно безопасна. А тогда все были уверены, что в такой ситуации машина начнет крутиться вокруг своей оси и разобьется.
Кроме того, нужно понимать, что никто и никогда до этого не строил самолетов такого размера. В 1913 году не было ни компьютеров, ни испытательных стендов, ни серьезных знаний в аэродинамике, сопромате. Прочность конструкции определяли «на глаз», а прочностные испытания заключались в том, что на крылья конструкторы загружали мешки с песком и забирались на них сами. И нет ничего удивительного в том, что сообщения о первом успешном полете все посчитали выдумками.
Смерть «Русского витязя»
«Русский витязь» впервые взлетел в мае 1913 года, однако, когда газеты написали о его успешном приземлении, многие в России и за границей это восприняли как грандиозную мистификацию. Сикорскому нужны были деньги на развитие проекта, и он пошел на отчаянный шаг. Пригласив всех желающих на борт, он совершил полет над Петербургом. Рассказывали, что, когда огромная машина с ревом летела над Невским проспектом, в городе замерло всякое движение. Все поняли: настал XX век, пришло новое время.
Трудно сказать, сколько времени «Витязь» мог бы еще удивлять общественность, не случись с ним неприятного инцидента на конкурсе военных воздушных машин в сентябре 1913 года. Самолет находился на земле, когда у пролетавшего над ним «Меллера II» отвалился двигатель (а такое нередко случалось на заре авиации) и упал на левую коробку крыльев российского самолета, сильно ее повредив. «Витязя» решили не восстанавливать, а Сикорский сосредоточился на создании нового самолета, который назвал «Илья Муромец».
Небесный комфорт
Существенными отличием «Муромца» от «Витязя» были: увеличенные скорость (до 105 км/час), потолок (три тысячи метров) и увеличенная почти в полтора раза полезная нагрузка. Конструкция самолета и его двухъярусная коробка фанерных крыльев с установленными на нижней консоли четырьмя немецкими стосильными двигателями «Аргус» остались без особых изменений. Зато принципиально новым стал фюзеляж.
Не только потому, что в качестве основного строительного материала использовались цельнодеревянные конструкции. Впервые в мировой истории авиации новая машина была оснащена отдельным от кабины пилотов комфортабельным салоном, благодаря чему самолет мог перевозить пассажиров. Это не была открытая всем ветрам табуретка посреди растяжек, реек и тросиков, как на других самолетах того времени, а полноценный пассажирский салон, в котором можно было с комфортом наслаждаться полетом и видом в иллюминаторе.
И если бы не две войны в России, последовавшие одна за другой — Первая мировая и Гражданская — дальнейшее развитие отечественной гражданской авиации пошло бы совершенно иными темпами.
Мировые рекорды
Впервые «Илья Муромец» 107 поднялся над летным полем Корпусного аэродрома южной окраины Санкт-Петербурга в декабре 1913-го. Все расчетные данные, в основном, подтвердились. После нескольких пробных подлетов в пределах аэродрома и незначительных доработок, самолет приступил к регулярным полетам. И почти сразу же установил несколько мировых рекордов.
Только в один день 12 февраля их было два. Сикорский смог подняться в воздух, взяв на борт максимальное количество пассажиров (16 человек — плюс аэродромный пес по кличке Шкалик) и невиданную ранее общую массу поднятого полезного груза (1290 кг). Позже был осуществлен подъем на рекордную высоту в две тысячи метров с 10 пассажирами и побит рекорд по продолжительности полета, превысивший шесть с половиной часов.
Полеты без законов
В течение первой половины 1914 года «Илья Муромец» совершил несколько десятков полетов, вызвавших большой ажиотаж. На аэродром приезжало множество людей, которые воочию хотели убедиться в существовании небывало огромного воздушного чуда. Самолет летал над имперской столицей и ее пригородами, опускаясь до предельно низких высот (около 400 метров).
Никаких законов, которые регламентировали бы полеты над городом тогда не существовало, поэтому вся ответственность за безопасность ложилась на Сикорского. Он полностью полагался на конструкцию и немецкие двигатели «Муромца» и они не подвели: ни одной катастрофы во время таких полетов не произошло.
В том же году, когда в России появилась необходимость иметь собственные гидропланы, Игорь Сикорский оборудовал первый борт «Муромца» двухсотсильными двигателями и поставил его на поплавки. 14 мая близ города Либава (ныне Лиепая) гигант впервые поднялся в воздух с поверхности воды. При этом у него оставались шасси; он стал первым в мире четырехмоторным самолетом-амфибией. В этой модификации машина была принята морским ведомством и более трех лет оставалась крупнейшим гидропланом в мире.
Убийца истребителей
В 1914 году решением военного министра в России было введено в действие «Положение об организации эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Оно стало первым в мире соединением тяжелых бомбардировщиков.
За годы Первой мировой войны в нашей стране было построено порядка 80 самолетов этого класса, которые выпускались в пяти вариантах: как с колесным, так и с лыжным шасси. Самолет применялся не только для бомбометания, но и прекрасно подходил для разведки. «Муромцы» оснащались мощным оборонительным вооружением, которое почти не имело «мертвых зон», — пилоты вражеских истребителей прозвали российские бомбардировщики «ежами» потому что, как говорили они, по возвращению на землю, «с какой стороны не подлети, везде у него торчит пулемет». Это позволяло «Муромцам» летать без сопровождения истребителей и они даже записали на свой боевой счет несколько подбитых вражеских самолетов.
В ноябре 1920-го состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца». Потом вплоть до 1923 года самолеты использовались исключительно для гражданских перевозок и учебных полетов. После в воздух «Муромцы» уже не поднимались.
Несмотря на относительно небольшой временной промежуток, в течение которого эксплуатировались самолеты этого класса, благодаря им Россия навсегда останется родиной бомбардировочной авиации и первопроходцем в деле пассажирских воздушных перевозок. Один из самолетов сегодня находится в музее в Монино».

Опубликовал    12 мая 2021
0 комментариев

Похожие цитаты

Порой нам к счастью нужно сделать только шаг,
а мы идем к нему, увы, теряя годы.

Опубликовала  пиктограмма женщиныСветлана Власова  13 мар 2013

---- НАШЕСТВИЕ. КТО ВОЕВАЛ НА СТОРОНЕ ГИТЛЕРА И МИКАДО -----
«Количество и национальный состав военнопленных в СССР в период с начала Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года) до окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года)[1] (выделены — титульные нации основных стран Оси):
Общее количество пленных
Немцы 2.389.560
Японцы 639.635
Венгры 513.767
Румыны 187.370
Австрийцы 156.682
Чехи и словаки 69.977
Поляки 60.280
Итальянцы 48.957
Французы 22.120
Югославы (в основном хорваты) 21.822
Молдаване 14.129

Опубликовал  пиктограмма мужчиныNapoliOne2019  05 фев 2021

«ХОЗЯЕВА ДЕНЕГ. КАК ИНОГДА НАЗЫВАЮТ ТЕХ, КТО РЕАЛЬНО ПРАВИТ МИРОМ, ВСЕГДА ДЕРЖАТСЯ В ТЕНИ И НЕ АФИШИРУЮТ СВОИ ИМЕНА И ТРИЛЛИОННЫЕ СОСТОЯНИЯ
Триллионер, о котором сейчас мало что знают
Ещё в 1770 году Уильям Пит отмечал: «За любым троном есть нечто большее, чем король».
Как ни странно, но с тех пор мало что изменилось, и все революции и общественные трансформации рано или поздно приводятся к одному знаменателю — подчинению золотому тельцу. Для того чтобы аргументировать сказанное, поделюсь некот…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныNapoliOne2019  17 апр 2021