Место для рекламы

Паутина

Размышления эти начались прямо на одном из концертов, проходившем в конце ноября прошлого года в Большом зале Московской консерватории. Основное действо называлось «Семь песен о Боге» и представляло собой ораторию для солистов, хора и оркестра. Состав участников впечатлял — Российский национальный оркестр Плетнёва, тройной состав хора, куда вошли Патриарший хор храма Христа Спасителя, Московский Синодальный хор и монашеский хор «Филафонитэ», специально прибывший с Афона, Наира Асатрян и Станислав Мостовой в качестве солистов. И вся эта исполнительская рать призвана была, дабы украсить песни Бориса Гребенщикова, которые переложил для вышеупомянутого состава московский композитор Андрей Микита. Причём переложил, скажем прямо, вполне талантливо и профессионально: по крайней мере увертюра и все интерлюдии между песнями звучали убедительно и абсолютно симфонично — пожалуй, это были лучшие места в оратории. Что же касается самих песен, то об этом разговор особый. Во-первых — тексты. Не стихи, а именно тексты, во многих из которых просто выпирает этакое подростковое самодовольство от сознания собственной эрудиции, которой автор приглашает полюбоваться: а вот — смотрите, а я знаю, кто такой Престер Джон, а вот я упомянул Озиманда. А в заключение — удивительный по своей глубине вывод: Бог есть Свет, и в нём нет никакой тьмы. Музыка — под стать текстам, примитивные даже не мотивы — попевки, тысячекратно слышанные ещё со времён «Битлз». И если первые двадцать минут мощь и глубина симфонического звучания вкупе с хором как-то скрашивали эти качества творений БГ, то постепенно красота отходила на второй план, оставляя на сцене откровенную попсовость и пошлятину, которая чувствовалась особенно остро на фоне, казалось бы, серьёзных затрагиваемых тем — взаимоотношений человека и Бога. И не спасали ни дополнительные контрапункты, ни вокальные старания солистов, ни сдержанность афонских монахов — со сцены продолжала звучать пошлая попса. Вот тогда и подумалось: а ради чего? Нет, никто не против Гребенщикова и ему подобных, но не здесь. Для этого есть специальные места — клубы, арт-кафе, рок-подвалы, где всё звучит вполне органично. Но ради чего собраны такие гигантские исполнительские силы, арендован один из престижнейших залов мира, привлечено множество журналистов? Ведь результат получился, мягко говоря, не очень убедительным — добрая половина слушателей расходилась в недоумении: что это было (судя по случайно услышанным репликам и обмену мнениями с рядом знакомых и коллег)? Не лучше ли было представить в том же составе музыку того же Андрея Микиты — композитора, судя по оркестровке, талантливого и профессионального? А тогда бы на концерт не пошла публика, ответил Микита.
И здесь мы упираемся в проблему, которая давно уже набила оскомину, — как бы ни был талантлив и обучен человек, в сегодняшней России без привлечения медийных, узнаваемых лиц невозможно достучаться до массового зрителя. И не важно, что высокое искусство всегда было уделом немногих, — всё равно человек творческий хочет признания как можно более широкой аудитории, лишь единицы способны нести свой крест в одиночку или с небольшой группой единомышленников. Это в XIX веке спонсоры были аристократами не только духа — поэтому и остались в веках их имена рядом с именами Чайковского, Вагнера или Бетховена. А сейчас? Отрыжка 90-х, когда достаточно большие деньги попадали в руки людей, не слишком обременённых культурой и воспитанием, сделала своё дело — вкусы этого рода публики стали навязываться всей стране. Поэтому нечего удивляться тому, что мы имеем сейчас. Трудно себе представить, что баронесса фон Мекк согласилась бы спонсировать, допустим, Стаса Михайлова, а граф Разумовский (которому Бетховен посвятил ряд своих крупных сочинений) — Бориса Моисеева или Жанну Фриске. Более того, меценаты прошлого ничего не требовали за свои деньги — только творите, господа. А нынешние за свою копейку три шкуры спустят. Главный критерий для них — не талант, который они не в состоянии оценить, а известность, «раскрученность» — видеть рядом с собой популярную личность, которая ублажает меня, любимого? — абсолютная психология быдла! Вот и приходится продюсерам приглашать в театральную антрепризу фигуристов из «Ледникового периода» для игры на сцене, превращая постановку в китч, мучительный и для актёров, которым приходится закрывать собой некомпетентность спортсменов, и для зрителей. Зато под такое имя сразу дадут деньги. То же самое — в большинстве телепроектов, сериалов и даже радиопрограмм. И ладно бы медийная «обезьяна» (ничего оскорбительного — просто такой термин, идущий от Средневековья, когда на диковинное животное собиралась поглазеть вся округа) действительно была спецом экстра-класса, уровня, допустим, Марии Каллас или Майкла Джексона — таких и обслужить-то за честь. Но применительно к российским звёздам ни у кого из «негров» нет никакого пиетета — все всё понимают. Иногда происходят чудеса и удача улыбается бойцам второго эшелона — их узнают и хотят уже самих по себе, без «обезьянего довеска» (как это, кстати, случилось с композитором Микитой — после премьеры в Москве ему уже как самостоятельному композитору заказали кантату), но это, скорее, исключение, подтверждающее правило. А вот как выстроить систему выявления и поддержки настоящих, талантливых профессионалов — тема отдельного, надеюсь, будущего разговора.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  22 ноя 2013
1 комментарий
  • _
    _Алиса_
    11 лет назад
    "Главный критерий для них — не талант, который они не в состоянии оценить, а известность, «раскрученность» — видеть рядом с собой популярную личность, которая ублажает меня, любимого? — абсолютная психология быдла!"
    увы да ............... плохо у них с интуицией

Похожие цитаты

Ищу тебя. (песня)

Это я. Бегу по дороге.
Бегу по пунктиру.
Оставила где-то там машину.
Бегу по дороге. Я в вихре.
Бегу по самому сердцу.

Мелькают туда. Мелькают сюда.
Они тоже не спят. Автомобили летят.
Льёт дождь. А мне всё-равно.
У меня есть всё. И нет ничего.

Это я. Бегу по дороге.
Где ты? Дождь и слёзы.
Бегу по пунктиру.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныИгорь Николаевич  16 мар 2014

Долго.

Ни одного интересного сна
В этом пункте проката.
На фонари расстегнулась весна,
Только тебя нету рядом.

Вот распадется, а ты посмотри,
Ночь на горящие окна, окна, окна.
Хочется долго с тобой говорить
И целовать тебя долго.
Хочется долго с тобой говорить
И целовать тебя долго.

Долго, долго.
Хочется долго с тобой говорить

Опубликовала  пиктограмма женщиныНата-Натуся  15 мар 2014

Русская песня

Ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. Пение помогает рождению и изживанию чувства в душе; оно превращает пассивный, беспомощный и потому обычно тягостный аффект — в активную, текучую, творческую эмоцию: ребенок должен бессознательно усваивать русский строй чувств и особенно духовных чувствований. Пение научит его первому одухотворению душевного естества — по-русски; пение даст ему первое «не-животное» счастье — по-русски. Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения. Надо завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями, — наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором.

Опубликовала  пиктограмма женщиныНаталия Солнцева  17 июл 2014

(К) Господа либералы (аналогия на песню И.Талькова Господа демократы)...

Высказывания либералов о населении России https://youtu.be/xOod54ovsWQ

Господа либералы уставшего века,
Мы бы очень просили вас нас не учить,
Если Вы так устали и слышится эхо,
Не трезвоньте на мир, русских вам не сломить.

Патриоты в системе, грязью честь вы смешали
Продались за подачки и язык так язвит,
Патриоты те люди, кто страну сохраняли,
Берегли и спасали и народ свой не жгли…

Припев:
Ой как! Жесть как!
Живут Америка с Европой.
Вот так! Вот так!

Опубликовал  пиктограмма мужчиныМилый Карлсон  20 мая 2015

Сосны

Твое небо медленно колышет сосны.
С новым ветром, наверное, ты стала взрослой.
Твои краски горят огнями ярко-ярко
Прошла осень и тебе ее совсем не жалко.

Твоя душа иногда была слишком видна,
В твоих словах иногда было много вина.
В моих ночах — глаза черные и белый дым,
И в дыму иногда мне мерещилась ты.

Твои глаза, почему-то, не плачут…
Ты бы хотела, но болела иначе
Свою мечту ты подняла и зашила ее.
Ты веришь: в жизни может быть только любовь.

Опубликовала  пиктограмма женщиныGrazia_  02 авг 2014