Менеджер в белом халате
В эпоху социализма всё решалось просто. Министерство просвещения делало нацию образованной, Министерство здравоохранения — здоровой. После развала СССР подход остался тем же. Мудрые мысли зарождаются наверху, спускаются в виде приказов вниз, исполняются. Система исправно работает, медицина реформируется, но на здоровье населения это никак не сказывается. Оно всё хуже и хуже. Почему? Может быть, причина в том, что модернизация строится на бытующих в здравоохранении мифах?
Миф первый. У нас очень много врачей на 10 000 населения — больше, чем в других странах, в том числе и развитых. Неправда. Врачом в мире называют не человека, окончившего медицинский факультет, а специалиста, работающего с пациентами. По этому показателю наша ситуация, говоря народным языком, невесёлая. В мире на каждые 2000 человек — семейный врач. У нас в первичном звене здравоохранения терапевт работает на 2−4 участках, обслуживая до 5000 человек. В городах. В сельской местности ситуация ещё хуже.
Повсеместно ощущается нехватка медицинских сестёр, участковых педиатров, акушеров-гинекологов.
Миф второй. Врач для пациента. На первый взгляд азбучная истина. На самом деле врач служит не больному, а своему главному врачу, главный врач — начальнику управления здравоохранения города, начальник управления — региональному министру, федеральному.
В мировой модели на 30 врачей в поликлинике приходится 15−18 медицинских сестёр, 1−2 менеджера. Никаких начальников. Контрольные функции возложены на врачебные ассоциации и ассоциации медицинских сестёр: прошёл тестирование (7000 тестов), набрал кредиты (выступления на конференциях, публикации), пациенты тобой довольны, профессиональную этику соблюдаешь — получи продление сертификата на следующие пять лет.
У нас в любой поликлинике сонм бухгалтеров, счетоводов, статистиков. У каждого свой кабинет, компьютеры, факсы, зарплата. И это не считая всякого рода заведующих и заместителей. Казалось бы, за труд деньги должен получать тот, кто работает. Заблуждаетесь. В медицине за внебюджетные услуги (осмотры на предприятиях и др.) исполнитель получает 18−25%, остальное уходит в неведомую даль (начальникам, бухгалтерам, на ремонт и т. д.).
Миф третий. Врачи и медицинские сёстры в первичном звене занимаются диагностикой, лечением и профилактикой болезней. Это правда — так работают врачи и медицинские сёстры в Великобритании, Германии, Чехии. Наши участковые терапевты большую часть времени вынуждены тратить на работу менеджера низшего ранга — выписку льготных рецептов, уточнение списков льготников, составление заявок на лекарства — и оправдания. Оправдывается участковый врач постоянно: почему нет лекарств, почему один препарат заменили другим, почему, несмотря на лечение, «голова не проходит», и, наконец, почему человек стареет и по природе смертен, а от смерти лекарства не придуманы. Добавим к этому психологическую типологию современных «льготников». Не поймёшь, кто кого лечит. Больной диктует, что ему выписать. А если врач возражает, упорный пациент жалуется начальству, и начальник, дабы не усугублять ситуацию, всегда встаёт на его сторону. Даже если терапия ничего не даст.
Сколько времени и сил остаётся на профилактическую работу с группой риска? Пока ещё молодыми и трудоспособными людьми? Одни лечатся непрерывно, другие болеют, но к врачу не ходят (для этого нужны очень крепкие нервы и много свободного времени), третьи умирают (это те люди, о существовании которых участковые врачи даже не подозревают, — на них и карточки-то нет).
Получается порочный круг: лечу инвалидов, на других нет времени и сил. За это время другие пациенты инвалидизируются, вся энергия — им и т. д.
Миф четвёртый. Оплата соответствует количеству эффективного труда и его качеству. Представление о труде простом (кладём кирпичи) и сложном (учитель, врач, учёный, журналист, писатель) — один из основных тезисов Марксова социализма. Но к нам это никакого отношения не имеет. За всю историю советского и постсоветского здравоохранения ни разу не проводилось системной эргонометрии качества и количества труда работников всех уровней. Размеры зарплаты всегда определялись навскидку и с перекосами. Случайно ли сейчас, после повышения окладов в первичном звене, многие заведующие отделениями подумывают о переходе в рядовые врачи?
Миф пятый. Колдуны и целители вылечат всё, что официальной медицине не под силу. Обыватель полагает, что услуги костоправов, знахарей, травников, торговцев биодобавками и средствами для похудания без диеты и навсегда безобидны. Однако мы, профессионалы, пребываем в тревоге за судьбу нации. Об эффектах выкручивания позвоночника, особенно в шейном отделе, кричат на площадях, но молчат на кладбищах. А что входит в состав биодобавок? Большие дозы кофеина, эфедрин, психостимуляторы, экстракты экзотических растений, не изученные наукой. Отдалённые последствия приёма перечисленных снадобий неизвестны. Манипуляция психикой человека (гадание на картах таро, прогнозирование будущего) — тоже далеко не невинна. Каждый третий человек управляем, и в его голову можно вложить что угодно.
Парамедицина — та сфера, в которой пора разгуляться правоохранителям. Соберут богатый урожай.
Миф шестой. Медицинская деятельность жёстко контролируется экспертами. В 60-е годы прошлого века ведущие патологоанатомы добились в нескольких городах создания независимых бюро. Сразу же резко ухудшились показатели качества диагностики, процент расхождения диагнозов и осложнений лечебных манипуляций приблизился к среднемировым показателям. И, о ужас, как во всём цивилизованном мире патологоанатомы стали писать: причину смерти установить не удаётся! Естественно, инициатива не прижилась.
И теперь, как и когда-то, вскрытия умерших проводятся в той же больнице, где пациент умер, а патологоанатом подчиняется главному врачу. Вопрос на засыпку: о чём он будет заботиться — об установлении истинной причины смерти или о «хорошей статистике»?
Нередко сразу же после наступления смерти родственники или соседи вызывают сотрудников ритуального бюро, тело бальзамируют, не удосужившись узнать, получено ли врачебное свидетельство о смерти. Этот документ выписывается на следующий день. Сам ли умер пациент или ему помогли? Я не знаю, вы тоже.
Миф седьмой. Для медицинского начальника главное — интересы пациента («служим больному!»). Как бы не так! Чиновничество, в том числе и медицинское, живёт по своим законам. Главное — тишина внизу. Нет жалоб — благоволение вышестоящего начальника обеспечено. Больные? А при чём здесь больные? Главное — отчёт.