Место для рекламы

Сальвадор Дали, «Осеннее каннибальство», «Сон»

Прославленный и возведенный в ранг непревзойденного гения при жизни художник-сюрреалист, овладевший в совершенстве академической техникой живописи, был назван «целой эпохой в истории искусства XX в.». Родился Сальвадор Дали в семье испанского адвоката, уже с детских лет занялся рисованием. В 17 лет он поступил в Мадридскую школу живописи. Начав с подражания старым мастерам, особенно Босху, Дали постепенно выработал собственный неповторимый стиль. Признание и слава приходят к нему в относительно молодом возрасте — 37 лет, после ретроспективы картин в Нью-Йоркском музее современного искусства. В это время Дали был уже «осознанным» сюрреалистом.

В самых ранних работах Дали проявил себя как незаурядный художник, легко владеющий светом и пространством, сдержанный и в то же время начинающий проявлять совершенно личностную живописную манеру. Приверженность традициям сыграла, пожалуй, немаловажную роль в творчестве Дали, великолепнейшая техника, как ничто другое, подчеркивает в последующем выразительность его фантасмагорий.

Встреча молодого Дали с Пикассо окончательно направила его творческий путь к сюрреализму — выражению художественным способом глубинной мысли, холстовому отображению чего-то, происходящего внутри человеческого мозга, не обремененного контролем разума. Возникшая еще в начале века теория психоанализа в некотором смысле сформировала и поддерживала авторитет сюрреалистов, писавших мир сновидений, в которых бессознательное сплетает причудливые образы, проживаемые в глубине эмоции с долей сверхчувственного и интуитивного. Именно таким виделось сюрреалистам собственное творчество, далеко выходившее за рамки описательности.

Образы, создаваемые Дали, ошеломляют и привлекают к себе внимание и даже сковывают, внедряясь в сознание вопреки желанию зрителя. Иррациональное изображение, «вынырнувшее» из подсознания художника, оживает с потрясающей реальностью, двигаясь на полотне и существуя вопреки здравому смыслу. Сам художник, считавший себя достигшим совершенства в искусстве, говорил, что не понимает собственных картин, однако это не только не лишает их смысла, но и углубляет проникновение в сферу неосознаваемого.

Картина «Осеннее каннибальство» посвящена гражданской войне в Испании. Два «иберийских существа», необычных, слившихся в странном единстве, расположились на фоне каменистого пейзажа. Более чем своеобразное соитие существ с деформированными головами сонно и деловито; тонкие изысканные пальцы их помогают им же поедать друг друга. Уютный уголок с чистым белым домиком на заднем плане картины и правильными ухоженными деревьями — это пейзаж Испании. Множество мелких деталей, будничных, и даже обыденных, обостряет ощущение реальности происходящего.

В мире картин Дали живет предначертание и предупреждение, общечеловеческое погружение в сон, за которым должно последовать пробуждение. До становления сюрреалистической манеры письма Дали овладеет практически всеми известными направлениями в живописи, в последующем мастерски совмещая необходимые ему элементы тех или иных направлений. Интересным «нововведением» для молодого художника стало использование в своих работах чисто кинематографического трюка — коллажа, пришедшего к Дали после совместных с режиссером Бюнюэлем работ над фильмами «Андалузский пес» и «Золотой век».

В каждой своей работе Дали буквально испещряет холст множеством деталей, композиции настолько сложны, что простое описание картин невероятно сложно. Раскол в среде сюрреалистов делает Дали центральной фигурой вновь образовавшегося центра в Париже, в это же время он знакомится с женщиной своей жизни Еленой Дьяконовой, которая стала его постоянной Музой и своего рода путеводной звездой, запечатленной на множестве работ в совершенно разных образах.

Картины Дали чрезвычайно сложны не только для описания, но и в первую очередь для понимания. Сам автор признавался, что за созданием очередной работы стояло не осмысление, а скорее глубокое интуитивное воспроизведение того, что будет понято когда-то. Живопись Дали становится своего рода самостоятельным, требующим к себе пристального внимания и прислушивания всего человечества явлением. На видения Дали обращали свои взоры люди во всем мире, слава и признание гения Дали отводили на задний план творчество многих замечательных живописцев XX в.

Зреющий Дали стремительно совершенствует сюрреализм, привнося в него «ощутимые рассматривания» времени и пространства. Фантастические сюжеты, выполненные великолепной классической техникой, ставят молодое направление в живописи на несоизмеримо более высокий уровень.

Такова и его картина «Сон». Голова спящего поддерживается костылями, ее положение настолько неуравновешенно, что передается ощущение летучести и непостоянства иллюзорного отрешения человека. Фантастические сновидения, заполняющие фон картины, испещрены бесчисленным множеством разноплановых деталей, создающих видимость близости к реальному. Идея подсознательного, ведущая творчество сюрреалистов, отражена в этой работе Дали особенно четко.

В годы Второй мировой войны Дали уезжает в США, где развивает кипучую деятельность: ставит балеты, рисует декорации, пишет много и плодотворно. В послевоенные годы его творческий поиск совпадает с поиском духовной истины, именно поэтому он обращается к библейским мотивам, находя в них веру, оттачивая свое мастерство все острее и острее. Наделенный от природы необыкновенным живописным даром, Дали всю жизнь реализовывал этот талант, доведя его до признаваемого человечеством гения.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  25 авг 2013
0 комментариев

Похожие цитаты

Искусство обманчиво и лживо...

Остапу Бендеру было 27 лет по книге, а Арчилу Гомиашвили, игравшего О. Бендера было на тот момент 45 лет. В самом деле, староват. Куда ни шло, когда О. Бендера играл Андрей Миронов — ведь, на тот момент ему было 35. А Сергей Юрский был еще младше — 33.
Так, какой же О. Бендер лучше: юрского, гомиашвиливский или, все-таки, мироновский?
Как ни крути, а гомиашиливский, на мой взгляд, самый колоритный, самый обманчивый, самый лживый, самый эклектичный и, более того, его даже дублировал Юрий Саранцев, а значит, самый что ни на есть настоящий аферист, каким и был Арчил Гомиашвили по своей природе. Вся его антропометрия на это указывает! Да и сам он поделился со своими почитателями, что в молодости промышлял аферами.
Вот, в чем заключается искусство — чем больше в нем обмана, тем оно ближе людям. Вот всегда так: старые актеры играют молодых героев. Искусство есть искусство, искусство обманчиво и лживо.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныДжангир  30 сен 2021

Порой нам к счастью нужно сделать только шаг,
а мы идем к нему, увы, теряя годы.

Опубликовала  пиктограмма женщиныСветлана Власова  13 мар 2013

С годами мы становимся мудрее.
И смотрим с высоты минувших лет
На прошлое. И на душе теплеет,
Как будто от него исходит свет.
И кажется, что чувства не остыли…
И души рвутся от случайных фраз…
Как не хватает тех, кого любили,
Но ещё больше — всех, любивших нас…

© Copyright: Наталья Евстигнеева, 2007

Опубликовала  пиктограмма женщиныIrinaAleksss  15 мар 2013

Минуты ползут, часы идут, а годы летят.

Опубликовала  пиктограмма женщиныluchiya  21 ноя 2012

Вообще-то я молода! Просто уже очень долго…

© Полынь 4875
Опубликовала  пиктограмма женщины-Полынь-  27 фев 2014