Место для рекламы

Конфликт, которого не случилось. О том, как находится общий язык между культурной политикой и творческим воображением

Скандал между минкультом и режиссёром Александром Миндадзе вокруг фильма «Милый Ханс, дорогой Пётр», возбуждённый прогрессивной общественностью, жалобно схлопнулся. Так и не начавшись. Это потому, что скандал, собственно, и существовал исключительно в возбуждении прогрессивной общественности, а минкульт с Миндадзе в нём так и не поучаствовали.

Они поступили по-другому. И вот именно это «по-другому» нам и представляется показательным на самом деле — в нашей повестке дня, где рассматриваются реальные вопросы и проблемы культурной политики, а бессодержательные мантры типа «свободы творчества» и прочих «прав человека» отсутствуют напрочь.

Напомню, что минкульт отказался поддержать государственными деньгами и добрым словом новый кинопроект режиссёра Миндадзе. И причину объяснил: это из-за того, что ради художественного вымысла в сюжете фильма сильно понапутано с историческим контекстом.

Режиссёр Миндадзе расстроился, подивился, но митинговать не стал — а вместо этого попросту обратился за разъяснениями прямо к министру культуры.

По результатам разговора Мединского и Миндадзе проблемы не стало. Ко всеобщему удовольствию — если не считать свободолюбивой общественности, да и хрен с ней.

Оказалось, что Александр Миндадзе — художник, его интересуют драма, герои, образы, характеры. В общем, кино как искусство. А фантазии консультантов, начитавшихся всякой антинаучной лабуды и продвигающих её, интересуют не сильно.

Итог нам известен: минкульт придаёт творческой группе новых консультантов — из Академии наук и Российского военно-исторического общества; прежние консультанты идут лесом, декламируя цитаты из Солженицына-Резуна; исторический контекст мелодрамы приводится в соответствие с тем, что было на самом деле; работа над фильмом продолжается; вопрос финансового участия государства в проекте передаётся на усмотрение Фонда Кино.

Вот и весь «конфликт».

Что в этой истории представляется нам важным, — так это идеология и механизмы культурной политики, которая с подачи президента Путина возвращается в государственную практику.

Первое. Культурная политика вступает в соприкосновение «творческими свободами» ровно в тот момент, когда художник приходит за государственными деньгами. Ну, не считая прецедентов, предусмотренных в УК — но это по части других ведомств.

Второе. Так вот, ровно с этого момента государство вправе предъявить художнику список содержательных требований — например, относительно исторических соответствий, что и произошло в рассматриваемом случае. Эти содержательные критерии берутся не из фантазий Мединского, а из Госпрограммы развития культуры — там, собственно, и были обозначены задачи и цели государственной культурной политики.

Третье. Постепенно минкульт отращивает для реализации культурной политики действенные инструменты. В данном случае мы видели экспертные советы, которые полномочны оценивать представленные заявки на предмет соответствия провозглашённым принципам. Сказать, что это дело доведено до автоматизма и непогрешимой эффективности, было бы преждевременно, пожалуй — иначе не пришлось бы Мединскому регулировать ситуацию с Миндадзе в ручном режиме. На, напомню, ещё в момент принятия минкультовской Госпрограммы и этого не было — всё строится и отрабатывается с нуля и в режиме онлайн.

Вот таким путём и будем как-то двигаться.

И именно с этой точки зрения и будем оценивать истерики об «убийстве кинематографа», «покушении на свободы»: их природа в контексте нашего понимания проблемы очевидна и, честно говоря, внимания не заслуживает.

Опубликовал    18 авг 2013
0 комментариев

Похожие цитаты

23 года все думали, что Россия на коленях, а оказалось — она зашнуровывала берцы!

Опубликовал  пиктограмма мужчиныHunta  16 апр 2014

навеяно открытием олимпиады в Сочи и комментами в форумах

В одно окно смотрели двое…
Один увидел — дождь и грязь,
Другой — листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое…
одно окно смотрели двое…

«Смотрели двое — два в одном,
Один подумал — «всё чужое»,
Другой ответил — «здесь мой дом».
Один сказал — «листва увянет».
Другой с улыбкой — «жизнь в дожде».
Один себя безбожно ранит,
Другой смеётся сей вражде.
Так, уживаясь, год за годом,

Опубликовал  пиктограмма мужчиныHunta  08 фев 2014

Меж берёзками, лугами
Босиком да по траве
Мчится свежий после бани
Русский парень Депардье.

Над деревней солнце светит
Слышен гомон ребятни.
И до нас доносит ветер
«Силь ву пле» да «же ву при».

Вся деревня спозаранку
Радостно встречает день.
Пьер Ришар в одном ботинке
Навалился на плетень.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныHunta  07 янв 2013

Я — сталинист

Почти половина россиян в той или иной степени положительно оценивает роль Сталина в нашей истории. В интервью Анатолия Вассермана ИЛЬЕ АЗАРУ («Лента . ру») мифология современного сталинизма воплотилась с почти исчерпывающей полнотой

— Вы выступаете за возвращение Волгограду названия Сталинград, причём шесть дней в году вам кажутся недостаточными. Почему?

— (вздыхает) В основном потому, что я очень не люблю клевету. За последние лет семь-восемь я окончательно убедился, что все собаки, повешенные на Иосифа Виссарионовича Джугашвили, чужие. Что его обвиняют в преступлениях, вовсе не бывших или совершенных другими людьми. Причём в преступлениях, с которыми он сам по мере сил и возможностей боролся.

Другое дело, что силы и воз…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныHunta  06 мар 2013

Александр III

У России нет друзей, нашей огромности боятся… У России только два надежных союзника — её армия и её флот.

Николай Бердяев

Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира.

Николай Гоголь

Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только воз…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныHunta  27 апр 2014