Место для рекламы

Ропалоны

После того как поэту надоедает писать обычные стихи, он начинает экспериментировать с их формой. Переставляет буквы и пробелы (анаграммы и гетерограммы), читает справа налево (палиндромы и оборотни), меняет или отсекает буквы в словах (метаграммы и логогрифы), обращает внимание на начальные (или конечные) буквы слов или строк (тавтограммы и акростихи) и прочее, и прочее.
Наконец, он начинает «рисовать стихами», т. е. придумывает стихи, принимающие форму различных предметов: треугольников, кругов, пятиконечных звезд, человеческих фигур и так Далее. Так появляется визуальная поэзия.
Изобретение фигурных стихов приписывается родившемуся в Риме греческому поэту Симмиасу, жившему за несколько столетий до Рождества Христова. Распространение такого рода стихи получили лишь в римской поэзии 111−1V веков после Р. Х. Какие только формы не принимали стихи с тех далеких времен: креста, ромба, пирамиды, спирали… Но мне хотелось бы остановиться на, быть может, самой простой и популярной форме фигурного стиха — треугольнике.

Молитва

О Ты мой
Боже
сущий
умоляю
помилуй
грешника
бредущего
закоулками
измученного
отверженного
человечеством.

Следующая строка Валерия Брюсова являет собой слоговый ропалон:
Пусть мечта рыдает горестными восклицаньями.

В этой поэтической фразе каждое слово длиннее предыдущего уже на один слог, и именно из такого рода строк-ропалонов строятся так называемые ропалические стихи. В. Брюсов (мы убедились в этом) был большим мастером этой экзотической формы поэтического творчества, оставив потомкам немало искусных примеров. Вот продолжение только что цитированной строки:
Пусть мечта рыдает горестными восклицаньями. Даль горит, сверкает радостными ожиданьями! Ты, опять доверясь обольщенью вековечному, Жизнь предать согласен сновиденью бесконечному… Приведу еще одно ропалическое стихотворение Брюсова:

Жизнь — игра желаний мимолетных,
Есть пора мечтаний безотчетных,
Есть, потом. — свершений горделивых,
Скук, истом, томлений прозорливых;
Есть года жестоких испытаний,
Дни суда, глубоких ожиданий;
Страсть везде незримо торжествует,
Льстит в нужде; гонима, знаменует
Дни побед холодным беспристрастьем…
Мир согрет бесплодным сладострастьем!

В. Брюсов пытался переводить с латыни классика ропалической поэзии, римского поэта IV в. н. э. Децима Магна Авсония. Этот преподаватель риторики и грамматики, бывший в свое время воспитателем императора Грациана, написал несколько замечательных ропалических стихотворений. Одно из них «Молитва»;

Бог, отец, податель бессмертного существованья,
Мы мольбой безгрешной прощения предумоляем:
Сим внемли молитвам смиреннейшим, пренепорочный,
Дай, Христе, увидеть образчики…

(незаконченный перевод В. Брюсова)

Встречаются примеры и сужающихся ропалонов («тающие снежные комья»). Можно комбинировать расширение и сужение, получая ромбические стихи. Вообще ромбы достаточно популярны в фигурной поэзии. Достаточно сказать, что первые стихи-ромбы (как и вообще ропалоны) появились в русской поэзии уже в XVII веке.
Ограничусь тремя современными примерами. Замечу, что во втором из них слова в соседних строках отличаются не на одну, а на две буквы.

о,
Ра Бог
очей,
света,
солнца,
лучей!
Твой
раб
не
я.

Я был
тьмою
Господа,
вселенной
одиночества,
ничтожной
горстью
праха
был
я в ту
эру
Отец
всего
сущего
являлся
огромным
хаотичным
непонятным
неосязаемым
неконкретным
неоформленным
неопределенным
непознаваемым
несообразным
озадачились
задумались
маленькие
человеки
нашлась
однако
сдали
сына
Его
на

Опубликовал    07 апр 2013
3 комментария

Похожие цитаты

Вообще-то, в русском стихе чистых, то бишь правильных двухсложников — ямба и хорея — почти не бывает. Ибо сам язык не расположен к ним: значимых коротких — в один-два слога — слов — в нём куда меньше, чем длинных, в три и более слогов. Потому трёхсложники тут звучат, как правило, более естественно, разговорно.

Опубликовал  пиктограмма мужчинывестник  13 окт 2020

Не торопись сказать обидные слова...

Не торопись сказать обидные слова…
Не всё и не всегда в нас время лечит…
Пусть даже пролетят потом годА…
Слова те… Душу просто искалечат…
Не дай обидам сердце покорить…
И не пускай туда отростки мести…
Забудь всё… и начни опять любить,
Не уронив достоинства и чести…
Дай Бог тебе, терпения и любви…
Дай Бог, уметь прощать и просто верить…
Обидные слова… их прочь гонИ…
Когда уйдут… закрой плотнее двери…

Опубликовала  пиктограмма женщиныГригорьевна  05 мар 2016

Навеяно статусом в Одноклассниках

Называйте женщину Солнышком --
Засияет звездою яркой,
Затрепещет сердце воробышком,
Станет в жизни лучшим подарком.

Называйте женщину милой,
И окружит вниманием, ласкою,
Станет самой-самой красивой
Вашей жизни волшебною сказкою.

Называйте почаще любимой,
И без меры любить она будет,
Станет с вами любовницей дивной,
Ночи с нею -- похожи на чудо.

Опубликовала  пиктограмма женщиныМилли-Адель  03 июл 2013

Кто придумал слова безобразные,
Те, что сердце готовы разбить,
Те, услышав которые хочется
Всё святое в себе раздавить?

Величай ты супругу красавицей,
Словом добрым её приласкай,
И увидишь, как чувство ответное
Льётся нежностью, аж через край.

Назови её зоренькой ясною,
Незабудкой чтоб та расцвела
И творила отныне великие
И добрейшие в мире дела.

Опубликовала  пиктограмма женщиныРозбицкая Наталья  02 мар 2013

Я полюбила тишину, немногословие.
Я полюбила тишину, но не безмолвие.
Я полюбила тишину, но не беззвучие.
Есть шум листвы, есть плеск волны в речной излучине.
Так много хочется сказать, так мало можется.
И мысль ясна, да вот слова никак не сложатся.
Открыты только небесам душ наших повести —
И боль, и радость, и печаль, и тайны совести.
А время катится вперед в разливы вечности.
И наша жизнь — всего лишь шаг до бесконечности.

© Маrol 565
Опубликовала  пиктограмма женщиныМаrol  09 янв 2018