
Чудо. Сказка о руководящей Золушке
В моей душе покоя нет. я тогда был безумно влюблен. снимали мы в удивительно теплой атмосфере доверия и веры в чудо
Пьеса написана в 1971 году и была поставлена в театре.
В 1973 году вышел двухсерийный фильм, но и он не получил зрительского отклика.
Третья попытка удалась. Виноваты актеры и импровизация.
По сюжету главный герой должен был в одной из сцен проехать 100 м до места работы, а актер ни разу до этого не сидел за рулем. В результате, несмотря на изучение азов вождения, Басилашвили разнес киоск «Союзпечати», но все обошлось без жертв и взысканий. Сам он вспоминает этот случай так:
«На одном из дублей я еду, все идет хорошо. Вижу створ камеры, еду на нее, а камера в киоске стоит. И вдруг передо мной возникают две жизнерадостные дурехи, которые попали в кадр. И я от ужаса нажимаю не на тормоз, а на газ. Это обычная ошибка начинающего автомобилиста. Ну, слава богу, они разлетелись в разные стороны, а я врезался в киоск „Союзпечати“ и по камере, которая там стояла, и понял: все, гонорара я не получу». Олег Басилашвили
Попотеть пришлось костюмерам, перед которыми стояла важная задача — превратить Андрея Мягкова, которого вся страна знала по роли обаятельного доктора Жени Лукашина из «Иронии судьбы», в канцелярскую крысу, а Алису Фрейндлих — в Мымру. Первому в итоге в этом помогли накладные усики и очки в массивной оправе, а второй — бесформенные вышедшие из моды мальчишеские туфли 36-го размера и очки в массивной оправе, которые откуда-то откопал оператор.
Людмила Прокофьевна Калугина, не сильно тянула на начальницу учреждения, но выдавали ее другие примечательные детали. К примеру, квартира в элитном доме, на одной из стен которой висела репродукция картины Амедео Модильяни «Девушка в матроске» (1918 г.). И редкая и дорогостоящая по тем временам вещь — венгерский компьютер с выдвижной клавиатурой Videoton-340. На съемочную площадку его ежедневно доставлял сотрудник Центрального статистического (!) управления (настоящего статистического управления!), а вечером увозил обратно. А все потому, что стоил он 440 тыс. руб., то есть как внушительный автопарк жигулей. Впрочем, это был всего лишь монитор. А сам компьютер располагался в отдельной комнате (в зале), ибо во времена моей молодости, когда мы впервые пришли на практику по ЭВМ, зал тот был размером с актовый зал школы.
Впрочем, что там компьютер, ваза Moser, которая упомининается в инвентаризации, стоит в три раза дороже компьютера. Толи бюджет фильма был сильно расширен, толи на самом деле статистическое управление было настолько прибыльным, что его раритеты стояли просто на столах. Тогда стояли, сейчас бы эта ваза не простояла бы и до утра следующего дня.
В фильме был подчеркнут социальный статус не только «сухаря в юбке», но и остальных персонажей. Для этого Рязанов разбросал своих героев по столице. Начальство в лице Калугиной и Самохвалова проживало в центре. Новосельцев с детьми и секретарша Верочка ехали на работу из районов метро «Новослободская» и «Чертаново», а Оля Рыжова добиралась на электричках ярославского направления.
Одна из ключевых персонажей претерпела серьезные изменения. Секретарша Верочка, которая по изначальной задумке была молодой длинноногой красавицей в фильме была переписана под миниатюрную Лию Ахеджакову.
Еще одна примечательная деталь — режиссер позволил актерам свободно импровизировать во время съемок, от этого почти все диалоги получились такими живыми. Однако это также привело к тому, что отснятого материала оказалось гораздо больше, чем нужно для двух серий. Рязанову во время монтажа пришлось избавляться от целых эпизодов и даже ролей.
Так, к примеру, из картины почти полностью исчез тот самый муж секретарши Верочки, с которым она все время ругается. Он тоже был сотрудником этого учреждения, и играл его Александр Фатюшин. Актер по состоянию здоровья не смог продолжить участие в съемках картины, в итоге его сюжетная линия была вырезана. Осталось лишь несколько ничего не значащих кадров с его участием. Например, в самом начале фильма Верочка обменивается со своим мужем недобрыми взглядами, видимо, после утренней ссоры.
Очень эмоциональную сцену, где Новосельцев дает пощечину Самохвалову, вырезать не стали. Тем более что далась она тяжело: Мягков никак не мог залепить убедительную оплеуху Басилашвили, несмотря на его уговоры не стесняться. В конце концов разозленный сам на себя Мягков нанес удар намного сильнее, чем рассчитывал. Этот дубль и вошел в финальный вариант фильма.
Часы в кабинете Мымры всегда показывают одно и то же время — 09:30. А цветы, подаренные Новосельцевым, сначала стоят в кабинете у Калугиной, затем появляются у нее дома, а на следующее утро снова стоят у нее на рабочем столе в офисе. Видимо понравились ей, что она их таскала с собой с работы домой, и обратно.
А актеры, играющие главные роли в картине, сами исполняют все песни, что само собой уже большая редкость на киноиндустрии.