Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Москва начала 1800-х годов глазами художника

То есть до нашествия Наполеона. То есть до сожжения Москвы французами. Кстати, на картине единственное изображение Алевизора рва. со стороны зверинца

Федор Алексеев:
Москва (1800 — 1815)

В 1800 году по просьбе императора Павла I Алексеев пишет виды Москвы. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных рисунков. Единственное изображение Алевизова рва и именно того места, где располагался зверинец.

Отчётливо видно заброшенную Москву: если присмотреться, то стены и башни Кремля заросли растениями. Создаётся впечатление того, что это место было заброшено на многие годы, а потом вновь заселено.

«Вид этого огромного города, обширная равнина, на которой он расположен, и его огромные размеры, тысячи золоченых церковных глав, пестрота колоколен, ослепляющих взор отблеском солнечных лучей, это смешение изб, богатых купеческих домов и великолепнейших палат многочисленных гордых бар, это кишащее население, представляющее собою самые противоположные нравы, различные века, варварство и образование, европейские общества и азиатские базары, все это поразило нас своею необычайностью», — писал о Москве французский посланник Л. Ф Сегюр. «.. Невольно я останавливался на каждом шагу, вспоминая былое и любуясь улицами Москвы, которые кажутся так живописными после однообразных петербургских стен, вытянутых в шеренгу…» — эти строки из произведения писателя В. Ф. Одоевского — еще одно из многочисленных суждений, выявляющее противоположность не только архитектурного облика, но и самого характера двух столиц.

Неповторимость древнего города сразу ощутил и Алексеев, прибывший в Москву в 1800 году по повелению императора Павла I «для снятия разных видов».

В Петербург Алексеев вернулся с несколькими завершенными картинами и «большой портфелью» графических видов Кремля, московских улиц и живописных окрестностей города. Акварели, выполненные с натуры мастером и его учениками, в дальнейшем послужили основой для создания ряда живописных полотен. Они донесли до нас образ исчезнувшей «допожарной» Москвы. Многие из изображенных сооружений — древние храмы и монастыри, царские терема и триумфальные ворота — погибли в пожаре Отечественной войны 1812 года, другие были разрушены позднее.

Из письма Алексеева, адресованного президенту Академии художеств А. С. Строганову, очевидно, что пейзажист поражен изобилием «прекрасных предметов для картин». «Предметное» видение города, насыщенного сооружениями различных эпох и стилей, определило содержание и пространственные особенности московских видов. Важнейшую роль в них играют архитектурные памятники — свидетели истории русского государства.

В Третьяковской галерее находятся четыре живописных вида Москвы кисти Алексеева. Наиболее ранний из них, «Красная площадь в Москве», написан в 1801 году.
Красная площадь в Москве, Федор Алексеев, 1801

О начале работы над эскизом «площади с церковью Василия Блаженного» художник упомянул в том же письме к Строганову. Покровский собор, именуемый чаще по одному из своих приделов храмом Василия Блаженного, является композиционным центром картины. Возведенный в 1555 — 1561 годах Бармой и Постником в память о покорении Казанского ханства, он стал одним из самых оригинальных произведений древнерусского зодчества. Справа возвышается Кремлевская стена со Спасской (бывшей Фроловской) башней, творением итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари. Над воротами башни видна огромная икона — образ Спасителя, — которая и дала им новое название. Через главные ворота Кремля на площадь следовали торжественные процессии и церковные ходы.

Стены Кремля отделялись от площади глубоким рвом и войти в Спасские ворота можно было по перекинутому через него мосту. По свидетельству историка и литератора М. И. Пыляева, на Спасском мосту находились небольшие лавочки, где продавали книги, а по обеим сторонам ворот располагались часовни. Все эти детали хорошо заметны на картине. Слева вид замыкают старые Торговые ряды. Здание сильно пострадало во время пожара 1812 года и впоследствии уступило место новому. Не уцелели и многочисленные ряды и лавки, окружавшие собор Василия Блаженного. После 1812 года были засыпаны ров и арки Спасского моста.

«Население, представляющее собою самые противоположные нравы» заполнило и «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве». Написанная Алексеевым в 1811 году, эта картина позволяет представить, как выглядела до пожара часть Китай-города, примыкавшая к Кремлю и Красной площади.
Федор Алексеев, Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве, 1811

Многие из изображенных на полотне сооружений не сохранились, некоторые из них восстановлены уже в наше время. Среди последних — увенчанные шатровыми башнями Воскресенские ворота с Иверской часовней. В начале XIX века здесь находилась чудотворная икона Иверской Божией Матери, почитаемая каждым москвичом. Справа и слева от ворот изображены здания, где помещалось множество важных общественных заведений: Монетный двор, Присутственные места, некоторое время после своего основания Московский университет и университетская типография, в которой писатель и просветитель Н. И. Новиков выпускал «Московские ведомости».

В 1780 году часть зданий перестраивал М. Ф. Казаков, и на картине Алексеева классический ордер мирно соседствует с древнерусской архитектурой. На переднем плане — мост через ров с протекающей по нему рекой Неглинкой (позднее ров был засыпан, а стена окончательно разобрана).

Справа от моста видна часть полуразрушенной Китайгородской стены.

В начале XIX века постройки Китай-города, как и Кремля, пришли в упадок. Их заброшенное, ветхое состояние не укрылось от глаз художника. Но воспитанник классической пейзажной школы, учившей видеть в окружающем мире лишь прекрасное, Алексеев передал следы разрушений как благородную печать прошедшего времени, придающую руинам особое обаяние старины.

«Архитектурными» по своему решению выглядят два вида, «снятые» внутри Кремля. На одном из них художник изобразил храмы и дворцы, окружающие Соборную площадь. Пространство самой площади погружено в тень, и здания, освещенные сбоку солнечными лучами, выделяются на фоне неба четкими силуэтами. В центре композиции — величественный Успенский собор, главная святыня Москвы, место коронования великих русских князей, а затем царей и императоров, по выражению летописца, «… церковь чудна вельми, величеством, и высотою, и светлостию, и пространством…». Построенный в 1475 — 1479 годах итальянским зодчим Аристотелем Фиорованти, он соседствует с колокольней Ивана Великого — архитектурной доминантой Кремля.
Федор Алексеев, Соборная площадь в Московском Кремле, 1800-е
Соборная площадь в Московском Кремле, 1800-е.
Холст, масло.


В 1600 году, при Борисе Годунове, центральный столп колокольни достиг высоты 81 метра и на долгое время стал главной вертикалью города. Несколько десятилетий спустя, около колокольни появилась Филаретова звонница. Архитектурными «кулисами» первого плана выступают не менее знаменитые сооружения. Справа видна часть Архангельского собора — второго по значению храма Кремля. Возведенный в 1505 — 1508 годах Алевизом Новым, он издавна служил усыпальницей великих московских князей и русских царей. Слева вид замыкает здание для посольских приемов — Грановитая палата с Красным крыльцом, на котором появлялись перед народом русские государи. На площади художник «разыграл» множество выразительных жанровых сценок: из Успенского собора выходит толпа нарядно одетых горожан, кого-то поджидают экипажи, у звонницы выстроились солдаты…

На втором виде, запечатленном Алексеевым внутри Кремля, изображена Боярская площадка и вход в Верхоспасский собор, находившийся внутри царского дворца. Построенный в 16351636 годах, он служил домовой церковью русским государям. Лестницу, ведущую на площадку, ограждала золоченая решетка, благодаря которой собор получил свое второе название — храм Спаса за Золотой решеткой. На Боярской площадке, именуемой также Постельным крыльцом, прежде чем предстать перед царем, собирались бояре, здесь же оглашались царские указы. В 18301840-е годы, во время строительства Большого Кремлевского дворца, значительная часть Боярской площадки исчезла, на ее месте был сооружен Владимирский зал дворца, так что вид, «снятый» художником с натуры, остался лишь в графических и живописных изображениях.

К сожалению, столь значительная часть творческой биографии мастера до сих пор остается для историков искусства «белым пятном». Жизнь «театральных украшений», в отличие от станковых «перспектив», недолговечна. Декорации ветшали, уничтожались, сгорали во время пожаров. Скорее всего, такая же судьба постигла и произведения Алексеева. Они могли погибнуть во время пожара в Большом Петербургском театре в 1811 году. Не сохранились, а возможно, пока не найдены и эскизы к ним.

В Третьяковской галерее находится небольшая картина «В храме», приобретенная П. М. Третьяковым. Она датирована 1820 годом, но, вероятно, исполнена раньше.

Всего выжило из творчества живописца лишь несколько картин. Но и они дают представление как выглядела в то время Москва (уже не столица)
Опубликовал    вчера, 20:22
0 комментариев

Похожие цитаты

"Шабаш"

Парни с передовой шлют пламенный привет шальной голой вечеринке у Ивлеевой
(прости Господи).

Москва, по ком звонят твои колокола?
Москва, по чём твои злотые купола?

«Шабаш»

В клуб ночной слетелись на шабаш
Черти полуголые из ада.
Эх, бы три рожка мне и «калаш»;
Где там бриллиант торчит из зада?

Становитесь к стеночке, ублюдки;

Опубликовала  пиктограмма женщиныМадам Жаклин  25 дек 2023

Кремль, жираф и розовый фламинго

В детстве у меня было три мечты — увидеть живого жирафа, розового фламинго и московский Кремль. Мне казалось, что жираф и Кремль такое большие, что упираются в самое небо, а фламинго просто странная инопланетная птица, знающая все тайны мира. Когда в 10 лет впервые попала на Красную площадь, от предвкушения башни, тонущей в облаках, захватывало дух. Но мама указала на какой-то невзрачный красно-коричневый шпиль и сказала: «вот, доча, это Кремль!» «Это точно он?» — переспросила я, и мои детские о…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛариса  29 апр 2021

— Что привезти тебе из сумрачной Москвы?
— Лиловых сумерек в окне. Лаврово-перечных
извечных запахов борщей на клетке лестничной,
табличек медных на дверях — фамильных перечней.
И мутных рек — невольниц каменной канвы.

— Что привезти тебе из призрачной Москвы?
— Прозрачных башен в сизом небе — в дымном мареве,
да исчезающих во мгле ночного варева
созвездий окон, бездны розового зарева,
и тень со шторы — от склонённой головы.

— Что привезти тебе из облачной Москвы?
— Дождливых джазов жестяных по крышам латаным,

Опубликовала  пиктограмма женщиныБекки  03 июн 2018

Идёт пирожок по Москве, навстречу ему шаурма
Пирожок с ненавистью:
- Понаехали тут …

Опубликовала  пиктограмма женщиныРussycat  29 июл 2012

целый месяц тает
лёд в москва реке
и всего за сутки
деньги в кошельке

© Сыр 95
Опубликовала  пиктограмма женщиныТатьяна Пашкова _  21 мар 2021