Место для рекламы
Иллюстрация к публикации
Философский акт, по мнению 
М. К. Мамардашвили, изначально, в принципе разворачивается на уровне рефлексии.

Поскольку мысль или, точнее, то состояние, когда она случается, как единственное событие, помыслить самому мыслящему невозможно, а говорить об этом приходится, философы прежде всего попытались выявить и описать именно это состояние.

По сложившейся традиции его называют обычно трансцендированием. То есть устремлением человека к чему-то поверх и помимо его ситуации, которую он воспринимает и которая на него воздействует.

Человек трансцендирует себя — здесь и возникла проблема, ибо если есть трансцендирование, то, казалось бы, должно быть и трансцендентное, то есть где-то вне человека, в некоей высшей реальности существующее что-то в виде чистых предметов или сущностей (платоновских идей).

Но дело в том, говорит философ, что к этим идеальным сущностям ещё нужно прийти. А пока слово «трансцендентное» мы не имеем права употреблять, так как трансцендирование означает лишь, что человек превосходит (или выходит из) себя.

А как можно это описать? Как можно вообще выйти из себя? На какую точку для этого нужно встать? И М. К. Мамардашвили вслед за Платоном (вопреки распространенному мнению, что якобы у Платона была теория идей в прямом, натуралистическом смысле этого слова) отвечает: да, человек не может выйти из себя.

То есть нет такой точки, на которую можно было бы встать и как бы со стороны, с этой точки, на себя посмотреть. Есть трансцендирование, но нет трансцендентного. Есть действие в человеке какой-то силы (в виде мысли), но приписывать ей цель и направление в виде предмета мы не имеем права. Как не имеем права и представить себе её зеркальное отражение.

Можно находиться в состоянии трансцендирования, но завоевать точку зрения и рассмотреть, увидеть трансцендентное — невозможно.

Как же быть? Вот здесь и появляется знаменитая проблема рефлексии, по поводу которой философ говорит следующее. Мы имеем субъекта и имеем какую-то деятельность трансцендирования. И эта деятельность (в которую трансцендентное как бы включено) может быть ухвачена только актом сознания, на уровне рефлексивного высказывания о том, что содержится в трансцендировании. Или, точнее, на уровне рефлексивного дублирования проявления этой силы. (У Платона это рассуждение проводится, как известно, в форме теории «воспоминания».)

Трансцендирование можно только дублировать: оно происходит спонтанно и появляется его рефлексивный дубль, который воспроизводится механически, не иначе.

Нельзя описать трансцендирование со стороны, можно лишь задать его сознание. И это сознание — тот материал, из которого строятся философом действительные или истинные понятия о вещах внешнего мира. Анализ сознания, таким образом, и есть орудие философствования и то, с чем оно работает.
Опубликовала    02 ноя 2025
0 комментариев

Похожие цитаты

Философия — это не профессия, а темперамент и страсть. Это особая страсть человека, страсть чувствовать себя живым и убеждаться в своем существовании, неотменимом и уникальном, в любом жизненном проявлении.
Опубликовала  пиктограмма женщиныLina Boshar  15 окт 2025

— в искусстве и в философии человек занимается в конечном счете одним и тем же: отдает себе отчет о самом себе.
— акт мысли совершается в поле глобальных «связностей» сознания, существует внутренняя схема самосознания, внутренний образ мыслителя.
— самосознание фиксируется определенным образом и в стилистике и в самом содержании творчества.
— нравственные мотивы творца непосредственно зависят от того, какой образ самого себя он строит
— дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно.

Опубликовала  пиктограмма женщиныatatkf  25 фев 2014

Итак, философская рефлексия всегда начинается с тайны невидимого и кончается невидимым. Философ, по определению, — «Фома неверующий». И его удел — продолжать спрашивать либо молчать.

Опубликовала  пиктограмма женщиныOnMyOwn777  05 фев 2025