Граф Владимир Леонидович Муравьёв (1861—1940) — русский и советский художник-пейзажист, обращавшийся в своём творчестве, преимущественно, к теме охоты. Муж актрисы Веры Комиссаржевской, а затем её сестры Надежды.
Был вольноприходящим учеником в Петербургской Академии художеств, где посещал пейзажный класс, под руководством уже больного к тому времени М. К. Клодта.
Был вынужден самостоятельно искать себе учителей, в связи с чем, возможно, посещал занятия К. Я. Крыжицкого.
По характеру Владимир был чересчур свободолюбив, ему претили системность и обязательность.
Уроки он посещал по желанию, приходил не всегда. Ему нравилась светская жизнь. Красивые девушки, балы, флирт, всевозможные развлечения его времени. Он жил на широкую ногу. И в своем насыщенном круговороте жизни, умудрялся писать потрясающие картины. Он их подписывал «Граф Муравьев».
***
Все нюансы каждого вида охоты почти невозможно изобразить в одной картине, поэтому художник игнорировал отдельные моменты и сосредотачивался на поэтической стороне темы, полагая, что знатоки охоты без труда вспомнят свои реальные впечатления.
В самом деле, как, например, проиллюстрировать тягу вальдшнепов?
Известно, что самец-вальдшнеп взлетает над деревьями перед рассветом и начинает «тянуть», то есть издавать крик.
Самка, находящаяся на земле, отвечает ему, после чего самец устремляется к ней. Отстреливать можно только летящего самца.
Но всех этих нюансов на картине Муравьева нет. Его «Тяга вальдшнепов» — это поэтический пейзаж с березами, болотом и блеском солнца на воле.
Владимир выбрал свой жанр — охотничий пейзаж. Он хорошо знал повадки животных, умел распознавать их следы, умел прислушиваться к жизни леса. Художник писал не жестокую охоту, а с налетом романтизма. Его пейзажи спокойные, от них так и веет умиротворением и наслаждением жизнью.
Художник Владимир Леонидович Муравьев был романтиком. Возможно, он — единственный русский художник, которому удалось опоэтизировать охоту, привлечь к ней внимание широкой публики.
Искусство Муравьева не знало ни взлетов, ни падений. Он был вне моды и художественных течений: как и Клевер, он всегда писал картины в мастерской, часто по памяти или фантазируя во время сеанса.