
А.Виноградов, В. Дубосарский - картина «Времена года русской живописи. Осень», 2007 год
Владимир Дубосарский родился в 1964 году в Москве. В 1984 году окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, а с 1988 по 1991 обучался в МГАХИ им. В. И. Сурикова. С 1994 года член Московского союза художников; член-корреспондент Академии художеств РФ.
Александр Александрович Виноградов родился в Москве 30 декабря 1963 года в семье инженеров. 198 084 — учился в МХУ памяти 1905 года. С 1989 по 1995 год учился в МГХИ им. Сурикова. Работал недолго художником на мебельной фабрике, пока Владимир Дубосарский не пригласил работать в выставочный зал Октябрьского района Москвы.
Сейчас живёт и работает в Милане.
Художники вместе ездили на практику реставрировать фрески и настенную роспись в церквях и монастырях. Владимир Дубосарский вспоминает, что изначально намерения стать художниками у них не было — скорее, их прельщали стабильные профессиональные перспективы в реставрационном деле.
Работы дуэта (1994–2015) стали отражением целых эпох: постсоветских 1990-х и гламурных 2000-х. Совмещая российские и западные медийные образы, используя цитаты из соц-арта, создавали ироничные сюжеты в духе условной «русской фантазии». В 2010-х вернулись к реальности: обратились к образам повседневности.
***
Цикл из четырех полиптихов. Полиптих «Осень»
В середине 1990-х годов в отечественном искусстве появился творческий дуэт Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, который придал традиционной картине новый ракурс. Работая вместе с середины 1990-х годов в течение почти двадцати пяти лет, они наполнили стилистику большой реалистической картины актуальным звучанием в духе современной поп-культуры. Такой подход к задачам большой картины стал своего рода тотальным.
Художники создали множество проектов в системе тотальной живописи, когда они писали крупномасштабные и часто многосоставные работы. В 2000-х Виноградов и Дубосарский осуществили ряд проектов, в которых на основе приемов тотальной живописи конструировали образы национальной культуры и истории.
В системе координат нового времени сюжет для них перестал быть существенным, стали важны подтексты, указывающие на особенности времени — его ценности, его кумиров, поведение современного человека. В их произведениях на смену истинным героям картин советского времени приходят звезды сегодняшние.
По предложению Третьяковской галереи к 160-й годовщине музея и открытию нового варианта экспозиции ХХ века на Крымском Валу художники сделали эксклюзивный проект на тему шедевров русской живописи. Цикл, состоящий из четырех полиптихов, каждый из которых включает пять полотен, скомпонован в единую композицию, в которой каждый полиптих посвящен одному времени года. «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» — каждый из них обращен к определенной теме, собранной из цитат живописных произведений русского искусства ХIХ–ХХ веков.
«Весна» посвящена теме женщины, ее красоте, физическому и духовному совершенству. «Лето» — теме душевной гармонии, отдыха, размышления и мечты.
В «Осени» — разговор о личности в отечественной истории и культуре. В «Зиме» же объединены герои русской истории и фольклора, а также некоторые иные персонажи из произведений классиков русской живописи.
Каждое время года занимает пять больших холстов, где изображения плавно перетекают с одного холста на другой. Также соединяются и времена года, в результате чего создается концептуальный рассказ о том, что есть русское искусство, чем оно интересно и ценно, что ментально выбирает отечественный зритель. Соединение цитат носит концептуальный свободный характер, где соседствуют, с одной стороны, разные эпохи — соцреализм с авангардом, передвижники с наивным искусством, с другой — главные герои оказываются рядом со второстепенными персонажами известных картин. В таком высказывании есть внятность и видна позиция авторов. Но важно и подчеркивание ими, как актуальными художниками, особенностей восприятия современным зрителем — клишированности сознания и медийной цитатности, свойственных сегодняшнему обществу и культуре.
В этом проекте Виноградова — Дубосарского традиция и новаторство соединились на равных. Переосмысленная двумя актуальными художниками русская традиционная живопись обрела новое дыхание и иное звучание, выйдя за рамки актуального искусства.
*
Полиптих- картина, разделённая на секции или доски. Картины, составляющие полиптих, обычно связаны общим замыслом и единством цветового и композиционного строя.