Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

ЧАСТЬ 1 НЕПРОШЕНЫЕ ГОСТИ Глава 3 ТАЙНА ЦАРИЦЫНСКОГО ЛЕСА ТАЙНА ЦАРИЦЫНСКОГО ЛЕСА Расставаясь с лесом, лешие, будто с досады, ломают деревья как тросточки, в полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам, а сами проваливаются сквозь землю. И. Сахаров. Сказания русского народа (СПб., 1849)

ЛЕШИЙ В МОСКВЕ

У Генриха Гейне, классика немецкой литературы, мы тоже встречаем справку о проделках домового:

«Нельзя себе представить ничего более жуткого, чем наши домовые, кобольты и гномы. „Антроподемус“ Преториуса посвящает этому одну страничку, которую я привожу здесь по Добенеку: „И за работников, и за служанок, которым они преданы, они делают всякую работу по дому: чистят и кормят лошадей, чистят конюшни“.

Этнограф С. Токарев, на сей раз наш современник, ссылается на давние — XIX века — свидетельства очевидцев, когда сообщает, что „обычно домовой любит домашний скот, в частности лошадей, и заботливо ухаживает за ними — заплетает им ночью гриву“.

О том же говорит и известный современный фольклорист Э. Померанцева, записав рассказ крестьянина о том, как домовой заплетал косички у лошадей его свояка.

Крупнейший русский этнограф второй половины XIX века Сергей Максимов в очерке „Коновалы и конокрады“ пишет:

„Мужик добрый, но большой шутник и проказник, мохнатый домовой или ‚суседко‘, особенный любитель лошадей, относится к ним не одинаково, но с причудами.

Так, например, серых и вороных он любит: чистит скребницей, заплетает холки… С булаными и соловыми обходится домовой сурово: часто отнимает сено, рассыпает овёс… Вот бегала лошадь природной ходой -рысью… а теперь переменила ход. Кто виноват?

Виноваты оба: и лошадь, которая пришлась не ко двору, и домовой прежде и больше всех, потому что наезжал её по ночам, в несколько больших концов, а наутро приводил всю в мыле… Она храпит, топчет, что угорелая, ногами и бьётся“.

В приведённых сообщениях присутствует одна логическая вилка, не поддающаяся интерпретации. Согласно давним информациям домовой особенно хорош и добр с теми лошадьми, в гривах которых он плетёт косицы. А лошадей, стоящих в стойле рядом — именно тех, в гривах которых он не плетёт кос, — домовой недолюбливает: пугает их, доводит, так сказать, до взмыленного состояния.

Между тем в современных сообщениях (отчёт Бурцевых, букет справок, полученных мною из института коневодства, рассказ тренера конного завода Барашкова…) толкуется о прямо противоположном.

В наши дни заболевают непосредственно те кони и лошади, в гривах которых таинственным образом появляются среди ночи сакраментальные косички.

Нечистая сила сменила с течением лет мишень, объект своих болезнетворных воздейств в конном царстве?

Письма с рассказами о появлениях косичек в гриве, об иных не менее странных проделках неведомых существ с домашними животными — курами, овцами и т. п. — приходят со всех концов России.

В основном они поступали, разумеется, из сельских областей, то есть оттуда, где ещё не перевелись на русской земле, в частности, лошади.

Однако было бы большой ошибкой полагать, что рассказы про шайтанов, домовых и леших можно слышать лишь где-то в далекой российской глубинке.

Как неожиданно недавно выяснилось, повстречаться с тем, кого кличут лешим, в принципе можно было несколько лет назад чуть ли не у порога моего дома.

Живу я на дальней окраине Москвы — в жилом массиве Орехово-Борисово. Рядом с жилым массивом находится так называемый Царицынский лес, а в лесу — очень длинное и неширокое озеро, исстари называемое Царицынские пруды.

На всхолмье над прудами высятся руины дворцовых сооружений. Дворцовый ансамбль возводился в 1773−1776 годах за счёт московских купцов для самодержицы Екатерины Великой по проекту архитектора Баженова.

Мыслилось построить здесь что-то вроде персонального подмосковного дома отдыха, личной резиденции для императрицы, изредка наведывавшейся в Москву из Петербурга. Однако строительство так и не было завершено.

Историк А. Николаев пишет:
„Представим себе императрицу, в сопровождении челяди приехавшую ‚наблюдательно осмотреть‘ почти завершенное Царицыно…

Очевидцы рассказывают, что, отправляясь в Царицыно, получила она депешу, страшно её встревожившую. Говорят, доносили о раскрытии заговора и о покушении на неё, которое готовили в Царицыне. Страх породил державный гнев. ‚Срыть сии казематы!‘ — были последние слова, сказанные императрицей в Царицыне“.

Версия о прекращении работ на холмах над прудами в Царицынском лесу, изложенная Николаевым, держится исключительно на дворцовых слухах. Никто из придворных не видел, не читал той устрашающей депеши.

В версии есть внутреннее противоречие, режущее глаз. Если Екатерина знала про то, что в Царицыне готовится покушение на неё, зачем же, скажите на милость, она отправилась туда из Петербурга „наблюдательно осмотреть“ казематы сразу же после получения депеши?! Что повлекло её?

Какая необоримая сила потянула в гнездо якобы террористического заговора — навстречу собственной, если верить той депеше, смерти?

В поисках ответов на эти вопросы давайте зайдём под сень Царицынского леса и прогуляемся по нему. А также пройдёмся по его окрестностям.

На закраине леса — там, где он встречается с жилым массивом Орехово-Борисово, — ютилась более десяти лет назад крохотная деревенька, аккуратная и нарядная. Каждая изба в ней была осыпана, облеплена сверху донизу филигранно, точно тульские кружева, нарезанными наличниками и карнизами.

У всякого дома обнаруживалась, стоило только вглядеться в него, своя неповторимая „музыка“ в орнаменте.

Именовалась деревня Баженовкой.

Сейчас осталось от той деревни одно воспоминание. А ещё остались воспоминания о леших, якобы живших совсем ещё недавно в здешних местах…

Бульдозеры своротили в кювет современной жизни Баженовку, когда в 1981 году потянули от центра Москвы новую линию метрополитена к жилому массиву Орехово-Борисово.

Местами подземную трассу прокладывали открытым способом, рыли в земле что-то вроде грандиозного по ширине и глубине противотанкового рва — под тоннели метро.

Такой вот ров и прошёл по месту, где веками стояла Баженовка, — в него все её дома и домишки и рухнули, как в братскую могилу.

Задолго до того, как это случилось, я разговорился как-то раз с местными жителями, старожилами Баженовки.
Я возвращался в тот день с прогулки по Царицынскому лесу домой. Достал из кармана коробку спичек и пачку сигарет и, обнаружив, что спичечный коробок пуст, попросил дать мне огонька у случайного мужичонки — тот стоял на окраине Баженовки возле забора, за которым виднелся аккуратный ухоженный домик старинной постройки, и калякал с какой-то немолодой женщиной, переминавшейся с ноги на ногу по ту сторону забора.

Мужичонка этот в драном ватнике и в стоптанных, заляпанных грязью сапогах дал мне прикурить, даже ко мне не обернувшись, ни на мгновение не прерывая разговора с женщиной.

Прикуривая, я невольно услышал, о чём они толкуют, вздрогнул и в следующую минуту сам встрял в их разговор.

На другой день я снова встретился с этими людьми, потом с их соседями и с соседями соседей. Подробные опросы местных жителей, проведённые мною с наивозможной тщательностью, позволили суммировать их рассказы в крайне занимательный сюжет», который я бы назвал легендой Царицынского леса.

Суть легенды такова.

Деревня Баженовка была заложена весной 1773 года по предписанию архитектора Василия Баженова. Быстро и споро её отстроили на пустом месте крепостные крестьяне — те самые, что под руководством Баженова начали возводить царскую резиденцию на холмах над озером. Деревню они построили сами для себя — надо же было где-то жить возле новостройки.

Дворцовый комплекс, возводимый ими, рос как на дрожжах… Однако спустя какое-то время на его территории стали происходить странные события.

К примеру, средь бела дня загадочно исчезла одна крестьянка. На окраине леса — над оврагом — кучно рос плотный кустарник. Женщина вошла по малой нужде в кусты на глазах группы свидетелей и сгинула. Поиски пропавшей, тотчас же организованные жителями деревни, ни к чему не привели.

Усматривается параллель: русская пенсионерка Степанова, английская пенсионерка Вильсон, безымянная крепостная крестьянка, жившая в XVIII веке… Все они исчезли на ровном месте, точно в землю провалившись.

Странные события в Царицынском лесу исчезновением той крестьянки, впрочем, не исчерпываются. Возводившие дворец крестьяне изредка встречали в окрестностях новостройки — конкретнее, в районе оврага, рядом с которым пропала женщина, — каких-то мохнатых зверьков.

Происходило это, как правило, в ночную пору. Иные из очевидцев утверждали, что разглядели быстро бегающих зверьков достаточно хорошо. По их словам, это были… низкорослые карлики вполне человеческого обличья, вот разве что поросшие с ног до головы короткой густой шерстью.

Алексей Константинович Прийма (3 марта 1948, Ростов-на-Дону — 1 сентября 2019, Москва) — российский поэт, литературовед, исследователь аномальных явлений.

Опубликовала    сегодня, 11:50
2 комментария

Похожие цитаты

В МОСКВУ! В МОСКВУ! В МОСКВУ!*
(Из цикла «Классика и современность»)
Говорит хусит соседу:
- Скоро я в Москву поеду —
Раньше был в числе «ху* с ними» —
Стану воином России.
Прим.*Чехов, «Три сестры».

Опубликовал(а)  Бен Эзоп  25 ноя 2024

Отрывок из романа «Евгений Онегин» на современном языке

Татьяна, клёвая ты тёлка,
Ты чо сидишь в своей светёлке,
Ревёшь, ну словно, та белуга,
В мечтах увидеть сердцу друга?
С тобой теперь я слёзы лью,
Тебе, лохиня, говорю:
-Кранты тебе, но прежде,
Ты в ослепительной надежде,
Тебя преследуют мечты,
Забить с ним стрелку хочешь ты,
Потусоваться ты зовешь,
Ты негу жизни узнаешь.

Опубликовала  пиктограмма женщиныАнжелика Кугейко  07 мая 2011

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
.
Как летом роем мошкора
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
.
Метель лепила на столе
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Опубликовала  пиктограмма женщиныАннушка я  19 июл 2011

Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя — сушь,
Мне и в жару без тебя — стыть.
Мне без тебя и Москва — глушь.
.
Мне без тебя каждый час — с год;
Если бы время мельчить, дробя!
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.
.
Я ничего не хочу знать —
Бедность друзей, верность врагов,
Я ничего не хочу ждать.
Кроме твоих драгоценных шагов.

Опубликовала  пиктограмма женщиныАннушка я  22 июл 2011

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

Опубликовала  пиктограмма женщиныMIS  14 мар 2012