
Б.Ф.Шаляпин - картина "Лиловый конь"
Говорят, на детях гениев природа отдыхает. Но бывают исключения из этого неписанного правила, и нередко. Таким исключением можно считать Бориса Шаляпина (1904 — 1979 гг.), сына выдающегося оперного певца Фёдора Ивановича Шаляпина и балерины Иолы Торнаги, итальянки по происхождению.
При этом талантов у Бориса было много, он, в частности, любил музыку и даже собирался тоже стать певцом. Но этому решительно воспротивился Фёдор Иванович, понимавший, что как бы талантлив ни был сын, его всегда будут сравнивать с отцом, и сравнение может оказаться нелестным. Поэтому Борис, имевший также способности к рисованию, выбрал стезю художника.
В 1925 году, по вызову отца, эмигрировавшего из России в 1922 году со своей второй семьёй, уехал в Париж и остался там.
Борис Шаляпин работал в реалистичной манере, ему чужды были были новейшие веяния.
В 1935 году Борис Шаляпин переезжает в США, надеясь, что за океаном его реалистическая живопись будет оценена лучше, чем во Франции. И до конца жизни Борис Шаляпин жил и работал в США, в Нью-Йорке и в Коннектикуте.
Борис Шаляпин несколько раз приезжал в Советский Союз: в 1960-е годы и в 1975 году. Борис Фёдорович был тронут интересом людей к своему творчеству, поражён тем, что на его выставки стояли длинные очереди.
Б. Ф. Шаляпин скончался от скоротечного рака 18 мая 1979 года.
***
Его творческое наследие — своеобразная летопись ушедшей эпохи. Работы Шаляпина, портреты его знаменитого отца и родственников, современников по-прежнему актуальны, интересны новым поколениям и с творческой точки зрения, и как документальные свидетельства.
«Лиловый всадник» был написан в 1973 году, то есть уже в конце жизни Бориса Фёдоровича.
Во время написания картины Шаляпин вспоминал страну, в которой родился, и вложил в работу какие-то смыслы, требующие разгадывания, свои мысли о жизни отдельного человека в стремительно меняющемся мире.
Эта работа приковывает к себе внимание — уж очень она необычна.
Кто изображен? Воин ли это? Земля красная от крови или от света закатного солнца? Однозначно ощущается энергия коня, его мощь, скорость…
В Москве, в музее Сергея Прокофьева на Большой Дмитровке проходила очень интересная выставка — «Картинки с выставки 2.0″
Из своих богатейших запасников отобрали картины, три из которых, кстати, долго ждали своего первого выхода в свет, и ещё предложили современному композитору Кузьме Бодрову сочинить свои «Картинки с выставки».
Композитор, вдохновившись каждой картиной, сочинил свой музыкальный взгляд на нее.
Под картиной приведены слова композитора Кузьмы Бодрова:
«Это картина, которая меня очень вдохновила — необычный лиловый конь. Я попытался в музыкальной части буквально, на уровне прямолинейном, изобразить, как конь начинает бить копытцем, затем начинает нестись всё быстрее и быстрее — быстрее ветра. Это изображается в музыке в акцентированных быстрых пассажах у виолончели и повторяющихся ритмических фигурах у фортепиано, можно сказать, что музыка буквально пытается пересказать эту картину»
Картина «Лиловый конь» былы последней в ряду представленных на выставке в музее Прокофьева тринадцати картин.
Своего рода завершающий аккорд, мощный, яркий и звучный, наполненный энергией. И этот аккорд заставляет зрителя задуматься о том, куда несётся казак-всадник на фантастическом лиловом коне, как развивается наш мир и какова его дальнейшая судьба…