
Энциклопедия быстрых знаний
КАК ПРОИСХОДИТ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ?
«Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» («Бхагавад-Гита»)
ЧТО ТАКОЕ ИНЬ И ЯН?
«Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает» («Хуан-ди Нэй Цзин»)
ЧТО ЕСТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ?
«Человек — мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» (Протагор)
В ЧЁМ СОСТОИТ БЛАГО И ЧТО ЕСТЬ ЗЛО?
«Есть одно только благо — знание, и одно только зло — невежество. Богатство и знатность не приносят никакого достоинства — напротив, приносят лишь дурное» (Сократ)
КАК СЛЕДУЕТ ВЕСТИ СЕБЯ С ВЫШЕСТОЯЩИМИ?
«Обращайся с вельможами, как с огнём: не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них» (Диоген)
ЧТО ГЛАВНОЕ В ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА?
«Воспитание нуждается в трёх вещах: в даровании, науке, упражнении (Аристотель)
В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СМЫСЛ ЖИЗНИ?
«Конечная цель блаженной жизни — телесное здоровье и душевная безмятежность» (Эпикур)
ЕСТЬ ЛИ ОПРАВДАНИЕ ДЛЯ ЛЖИ?
«Не существует никакого соглашения, никакой доброй цели, никакой особой милости, посредством которых было бы дано Божественное или человеческое позволение говорить ложь» (Блаженный Августин)
НУЖНЫ ЛИ ПРАВИТЕЛЯМ МУДРЕЦЫ?
«Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях» (Фома Аквинский).
КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРОДЕТЕЛЬНЫМ?
«Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим ещё не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера» (Гегель)
КАК СВЯЗАНЫ МАТЕМАТИКА И ФИЛОСОФИЯ
Декарт создал метод познания, отличающийся высокой точностью и состоящий из четырёх шагов, или правил.
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ МАТЕРИЯ?
Джордж Беркли утверждал, что дух не только первичен, но и является единственной реальностью, а материи не существует вовсе.
СВЕРХЧЕЛОВЕК — КТО ОН?
Именно борьба, естественный отбор породят в итоге сверхчеловека, наделённого сверхъестественной волей, мощью, острым умом и несокрушимым упорством.
*
«Философия» означает «любовь к мудрости»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рассказывают, что древнегреческий философ Фалес как-то прогуливался, размышляя о величии Вселенной, загляделся на звёздное небо и упал в яму. Над ним посмеялись: «Смотришь на небо, а того, что под ногами, не видишь!»
Впоследствии эту фразу часто говорили другим философам, упрекая их в оторванности от жизни.
За честь всех любителей мудрости вступился Гегель уже в XIX веке. «Те, кто смеётся над философами, никогда не упадут в яму, — сказал он, — потому что уже находятся на самом её дне и не решаются поднять глаза ввысь».
Зачем же человек смотрит ввысь на звёзды? Почему ему хочется понять, как устроен мир, где его место в нём и в чём смысл всего этого?
Вероятно, это заложено в самой человеческой природе, потому что люди задавались такими вопросами всегда.
[…]
ИНДУИЗМ: КАРМА И САНСАРА
Индуизм — это поддержание гармонии между духом, умом и телом.
Шри Ауробиндо
Индуизм — множество религиозных и философских учений, объединённых общими священными текстами.
Приверженцы индуизма верят в переселение душ и во Вселенский закон причинно-следственной связи.
КРУГ ПЕРЕРОЖДЕНИЙ И ЗАКОН КАРМЫ
Индуизм часто сравнивают с баньяновым деревом. Корни этого растения разрастаются на десятки метров, пускают побеги, и таким образом из одного корневища вырастает целая роща.
То же можно сказать об индуизме: все его многочисленные течения и ответвления, несмотря на различия, имеют общую основу.
Учение о карме и сансаре — стержень индуизма. «Карма» означает «действие», и каждое действие влечёт за собой те или иные последствия.
Любой даже самый незначительный поступок человека отразится на его судьбе — если не в этой жизни, то в последующих.
Сансару индуисты представляют как вечно движущееся колесо перерождений. Они считают, что когда тело умирает, бессмертная душа переселяется в новое тело.
То, в каких обстоятельствах родился человек, какие он имеет внешность, здоровье, материальноесостояние и положение в обществе, полностью зависит от его кармы.
Что же можно сделать, чтобы создать благоприятную карму и обеспечить будущее рождение в наилучших условиях?
Только одно: следовать по пути духовного развития.
Но главная цель индуиста — вовсе не улучшение жизненных обстоятельств.
Так как колесо сансары — это круговорот страданий, то душа стремится из него вырваться и достичь мокши, или нирваны.
Главная характеристика этого состояния — блаженство от соединения с Абсолютом (Брахманом) и осознание того, что весь материальный мир — это майя (иллюзия).
Чтобы оказаться в нирване, душа должна пройти разные стадии развития, от низших форм жизни к высшим. Её путь может начаться с растения или животного и завершиться в теле просветлённого человека.
*
Капила, основатель школы Санкхья
Зарождение индуизма датируется V–II тысячелетием до н. э. Тогда появились «Веды». — священные писания.
Во II веке до. н. э. сформировались шесть основных школ. С IV века индуизм распространился по всей Индии.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНДУИЗМА
Дхарма — установленный свыше порядок вещей
Карма — причинно- следственный закон
Сансара — реинкарнация
Мокша — просветление
«Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» («Бхагавад-Гита»)
УЧЕНИЕ САНКХЬИ
Развиваясь в течение двух тысяч лет, индуизм разделился на шесть основных школ, каждая из которых по-своему объясняет устройство мира и предлагает свой способ достижения нирваны.
Самая древняя из школ называется Санкхья. По преданию, она была основана ведийским мудрецом Капилой.
В соответствии с учением Санкхьи, во Вселенной существуют два начала, взаимодействие которых рождает весь Индуизм.
© Эдуард Львович Сирота Издaтельство «3ксмо», 2015. Входит в серию «Энциклопедия быстрых знаний»