
Если мы бываем довольны тем, что другие или же мы сами добыли в этой погоне за знанием, то лишь по слабости своих способностей: человек более пытливого ума не будет доволен.
За ним пойдёт кто-то другой (пойдём и мы сами), открывая новые пути. Пытливости нашей нет конца: конец на том свете.
Удовлетворённость ума — признак его ограниченности или усталости. Ни один благородный ум не остановится по своей воле на достигнутом: он всегда станет притязать на большее, и выбиваться из сил, и рваться к недостижимому.
Если он не влечётся вперед, не торопится, не встаёт на дыбы, не страдает — значит, он жив лишь наполовину. Его стремления не знают чёткой намеченной цели и строгих рамок, пища его — изумление перед миром, погоня за неизвестным, дерзновение.
То же было ив оракулах Аполлона, всегда двусмысленных, тёмных, уклончивых; они не давали настоящего удовлетворения, а только заполоняли и тревожили сознание.
Всё это — беспорядочное, но непрерывное движение вперёд, по неизведанным путям и к неясной цели. Мысли наши воспламеняются, бегут друг за другом, одна порождает другую.