Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Маниту

Иллюстрация: Голландская гравюра (Бернарда Пикара, 1723 г.), на которой изображены канадцы, приносящие жертву «Куитчи-Маниту».

Маниту (манито; manitou), дух, сверхъестественная сила — один из ключевых концептов в традиционной религии большинства алгонкинских народов (оджибве, меномини, кри, инну, делавары, шауни, иллинойсы).

Согласно представлениям алгонкинов сверхъестественные элементы содержатся абсолютно во всех объектах окружающего пространства, поэтому грань между материальным и духовным миром оказывается расплывчатой и незаметной.

Эта повсеместная сверхъестественная магическая сила имеет название маниту.

Понятие маниту присутствует во всех формах верований, в обрядовой сфере и в мифологии.

Подобные представления существовали у многих других народов Северной Америки (оренда у ирокезов, вакан у лакота).

Понятие «маниту» следует рассматривать не только как безличную сверхъестественную силу. Многочисленные духи, населяющие природу и весь окружающий мир, также именовались маниту. Большинство из них не имело имён, но было персонифицировано.

Мириады духов и составляют сверхъестественную силу, именуемую маниту, при этом каждый из этих духов по отдельности также является маниту.

Таким образом, рассматривая концепт «маниту», не следует разделять содержащуюся в природе безличную сверхъестественную силу и духов, которые составляют эту силу и контролируют мироздание.

Первые сведения о понятии маниту были даны миссионерами-иезуитами в 17 в.

Поль Ле Жён, долгое время проведший среди инну (монтанье, следуя терминологии того времени), полагал, что индейцы называют маниту как добрых, так и злых духов (Thwaites. 1897. Vol. 5. P. 156–157).

Он также отметил существование специальной категории людей, называемых манитусиу — колдунов, общающихся с дьяволом (Thwaites. 1897. Vol. 6. P. 284–285) (сейчас их назвали бы шаманами).

Они могли связываться с маниту и получать от них нужную информацию (как вылечить больного, как избежать встречи с врагом или, напротив, узнать об успехе военного похода).

Ле Жён даёт описание «трясущейся палатки» — одного из важнейших ритуалов в религиозных верованиях алгонкинов, во время которого шаман пытался узнать у маниту, в какую сторону надо идти на охоту и где добыть лося. Затем он передал охотникам слова маниту. В итоге охотники потерпели неудачу, и тот маниту был признан лгуном (Thwaites. 1897. Vol. 5. P. 158; vol. 6. P. 162–169).

Данное свидетельство показывает важнейшее этико-религиозное представление алгонкинских народов, в культуре которых заметную роль играет охота.

Согласно этому представлению каждое животное (особь) и каждый вид животных имеет своего духа-хозяина, который направляет их охотникам, соблюдающим все необходимые правила и запреты.

Вступить в контакт с духами-хозяевами может шаман в «трясущейся палатке». Особым уважением пользовался дух — хозяин оленей-карибу Папакассик, который также был главным над остальными духами — хозяевами всех наземных животных.

Макинак (водяная черепаха) считалась основным хозяином живых существ водной стихи, но наряду с этим могла выполнять функции посредника между шаманом и другими духами.

Также духом-посредником являлся великан Мистапо, или Мистапео (от mista — большой и napeo — человек), переводивший шаману слова других духов, если тот не мог понять их сам.

В определённых обстоятельствах сами духи животных, невзирая на свою персонификацию, также могли рассматриваться как маниту. Данный факт свидетельствует об универсальности этого понятия.

Ещё одна ипостась маниту — это личный хранитель (дух), которого человек обрёл в ходе поиска видений или увидел во сне и к которому обращается за помощью и поддержкой.

В данном случае вновь происходит смешение концептов маниту и Мистапо. Помимо своей функции переводчика в трясущейся палатке, многочисленные мистапеуат (mistapeuat — мн. ч. от Mistapeu) могут являться личными духами — помощниками человека (Gagnon. 2007).

Маниту также считаются особо примечательные природные объекты и особенности ландшафта — отдельно стоящие большие камни и скалы, пещеры, озёра, острова, заливы, водопады, пороги, волоки и т. п.

Одновременно маниту являются духи — хозяева этих мест и объектов. Эти объекты привлекали внимание людей своими размерами, необычными формами или несли опасность для них, когда речь шла, например, о водопадах и порогах.

Их характерная черта состоит в том, что все они так или иначе связаны со сверхъестественными существами и исходящей от этих существ угрозой или, наоборот, благом для человека, если их как-либо умилостивить, например преподнести им табак или иные дары.

По этой причине термин «маниту» широко представлен в топонимии Северной Америки, особенно в тех районах, которые населяют или населяли народы, говорящие на алгонкинских языках (например, о. Манитулин на озере Гурон — самый крупный в мире остров, расположенный в пресноводном водоёме).

На территории только одной провинции Квебек специалист по ономастике Жак Пуарье (Poirier. 1969. P. 288–289) насчитал 37 наименований, составной частью которых является данный термин, что составляет 58% от всех топонимов провинции, имеющих автохтонное происхождение с мифологической составляющей.

По материалам, собранным квебекским антропологом Жаком Руссо (Rousseau. 1955), название острова Манитунук (Manitounouc) на озере Мистассини допустимо переводить как «Странный Дух», что связано с легендой индейцев мистассини о духе — хозяине данного места (Poirier. 1969. P. 292).

Концепт маниту также имеет своё отражение в алгонкинской фольклорной традиции. Так, Матчи-Маниту — озеро в графстве Абитиби (Канада), — обязано своим наименованием местному преданию, повествующему о том, как охотники, преследовавшие на двух каноэ плывущего по озеру гигантского лося, вдруг безвозвратно исчезли.

С тех пор индейцы старались обходить это место, поскольку оно стало считаться обителью злого духа. По их наблюдениям, там внезапно поднимаются сильные волны, а прибрежная скала начинает издавать звуки, напоминающие раскаты грома.

Различные персонифицированные духи маниту могут обладать большей или меньшей силой, одни из них добрые и помогают людям, другие враждебны человеку.

Согласно наиболее часто встречающимся в алгонкинской космологии представлениям добрые маниту обитают на небе, в воздухе и на земле (Громовая Птица и Четыре Ветра) а злые — в подводной и подземной среде (Рогатый Змей, Рогатая Рысь с шипами на спине).

Несущие смертельную опасность человеку великаны-каннибалы (Виндиго у оджибве или Ачен у инну) тоже в определённых контекстах являются маниту.

Маниту предстаёт и в образе верховного божества, однако этот образ является поздним и возник в значительной степени под влиянием христианских миссионеров. Киче Маниту — Великий Дух, Бог, Творец и Мачи Маниту — Злой Дух, Демон.

Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия». Создан при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Опубликовала    08 июл 2025
0 комментариев

Похожие цитаты

Когда платье превращает тебя в шедевр — в себе чувствуешь силу, сравнимую с магией. И не просто веришь, но знаешь — возможно все.

Опубликовала  пиктограмма женщины7teensky  12 ноя 2023

Магия — это вера в себя. Поверив, ты сможешь сделать все что угодно.

© Svettikk 216
Опубликовала  пиктограмма женщиныSvettikk  31 мар 2022

Даже если весь мир встанет против моих близких,
То я встану рядом с ними — против всего мира

Опубликовал(а)  Istina13  12 дек 2013

О Магии

• Магия рассматривает Землю как живой организм.

• Основная пружина, двигающая человеческим интеллектом, есть числа.

• Магия есть сознательное действие воли на жизненную силу.

• Воля есть сила, имеющаяся у всех людей, но очень мало людей умеют ею разумно пользоваться. Следовательно, надо не только обладать волей, но уметь её прилагать к делу, и только посредством воспитания и упражнения воли можно этого достигнуть.

• Человек воли может непосредственно действовать на рефлексы инстинктивные, чу…

Опубликовала  пиктограмма женщиныOnMyOwn777  11 ноя 2022

-Три вещи издавна имели великое значение для людей: ключ, зеркало и книга.
У них одна суть- открыть сокрытое. Ключ открывает скрытое от других. Зеркало открывает скрытое от себя. Книга открывает скрытое от мира. Поэтому человек всегда наделял эти предметы магической силой.

Опубликовала  пиктограмма женщиныМАНЕФА  10 сен 2014