Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

И.И.Творожников - картина «Подпоручик Василий Мирович у тела Иоанна Антоновича 5 июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости»

Иван Творожников — жанрист, исторический живописец, академик живописи (1906). С 1895 вёл натурный класс в Императорской Академии художеств. Писал алтарные образа для храмов, портреты, сцены сельской жизни. Пристрастие художника к крестьянским темам объяснимо: он происходил из крепостных Тверской губернии.

Неожиданная среди «крестьянских жанров»
И. Творожникова историческая картина кажется близкой работам В. Сурикова как выбором сюжета, так и стремлением показать главных героев на фоне толпы.

Сюжет картины — финал неудачной попытки освободить узника из Шлиссельбургской крепости — возвращает к истории престолонаследия и дворцовых переворотов в России XVIII столетия. «Безымянный арестант» -младенец Иоанн Антонович, сын Бранушвейг-Люнебургского герцога Антона Ульриха, внук царя Иоанна Алексеевича, был единственным законным претендентом на русский престол.

Иоанн Антонович был возведен на престол в октябре 1740. Под именем Ивана III он «царствовал» до ноября 1741 при регентстве Бирона, а затем — матери, Анны Леопольдовны. После дворцового переворота 6 декабря 1741 и воцарения Елизаветы Петровны брауншвейгскую семью арестовали и сослали в Холмогоры. Маленького императора с 4-х лет изолировали от родителей, а в 1756 тайно перевезли в Шлиссельбургскую крепость, где до конца жизни он содержался в отдельной камере в цитадели.

Очередной государственный переворот (9 июля 1762 г.) и восшествие на престол императрицы Екатерины II сопровождались двумя попытками освободить узника и возвести его на престол.
Если в первом заговоре участвовало несколько десятков офицеров, последняя безумная попытка была делом одиночки — подпоручика Смоленского пехотного полка Василия Яковлевича Мировича.
Подпоручик В. Я. Мирович, нёсший караульную службу в Шлиссельбургской крепости, склонил на свою сторону часть гарнизона, чтобы освободить Ивана.
Охранники Иоанна, действуя по инструкции 1762 г.: «Буде сверх нашего чаяния ктоб отважился арестанта у вас отнять, в таком случае противиться сколько можно и арестанта живаго в руки не давать», убили подопечного.
***

Выбранный сюжет для русского исторического жанра нов и неожидан. Здесь оба героя — аутсайдеры, о которых предпочитали не вспоминать. Только в середине XIX в. в трудах С. М. Соловьёва и в исторических журналах стали появляться материалы о малолетнем государе и попытке его освободить. Едва ли не первым примером популяризации этой истории был роман Г. П. Данилевского, начальные главы которого, с названием «Царственный узник», читались в 1875 в Обществе любителей русской словесности (роман был разрешён к публикации с названием «Мирович» только в 1879).

Главная пластическая идея картины И.И. Творожникова — волнообразное движение толпы, поднимающееся справа, застывающее в центре и вздымающее влево вверх. Творожников не пытается помочь зрителю понять, где происходит действие.
Пространство картины более всего напоминает оперную сцену, на которой многоголосый хор и несколько солистов одновременно исполняют свои партии.

Это совсем не та низкая небольшая камера, где арестант был спрятан за ширмой, а перед ней спали его постоянные «смотрители» и убийцы Лука Чекин и Данила Власьев. Создаётся впечатление, что для усиления драматического эффекта автор соединяет два разновременных эпизода: появление и отчаяние Мировича в камере, при виде убитого Иоанна, и тот момент, когда тело узника было вынесено на площадь перед казематом и случившееся получило огласку.

Персонажи отчетливо поделены на несколько групп.
Центр главной — лежащая на низкой и узкой кровати фигура белокурого юноши с умиротворённым лицом. Зритель не видит никаких следов насилия: меж тем, в романе Данилевского фигурирует «залитое кровью тело», а в отчётах современников — восемь ран, четыре из которых были смертельными.
Справа, скорбно склонив голову, стоит Василий Мирович.
Вокруг него, выражая разные степени отчаяния, удивления и ужаса склоняются, припадают на колени, жестикулируют солдаты.

На переднем плане натюрморт, своего рода поверженный и размётанный трофей из древка знамени, ружей со штыками, офицерской шапки и сумки, длинного золотого шарфа, концы которого спускаются со смертного ложа.

Опубликовала    05 июл 2025
0 комментариев

Похожие цитаты

Мона Лиза

Волосы струятся словно реки,
И неизъясним, как небо, взгляд.
Сотни лет, не опуская веки,
Мудрые глаза на нас глядят.

В складках платья заблудился вечер;
На челе — улыбки тихий свет,
Что от суеты, невольно, лечит,
И проблемы сводит все на нет.

Постояв пред ней, другим уходишь —
Царственной исполнясь простоты,
И весь мир теперь иным находишь,
Где уже не часть, а космос, ты!

Mona Lisa, by Leonardo da Vinci -«Портрет госпожи Лизы дель Джокондо»

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 мая 2024

Н.Г.Богданов - картина "Как катит!", 1881

Николай Григорьевич Богданов (1850−1892) — русский художник-жанрист. Мало кто знает жизнь и творчество Николая Григорьевича Богданова. Его произведения крайне редко встречаются в музеях, о нём немного упоминаний в искусствоведческой литературе.
А в своё время Богданов был хорошо знаком зрителям. Его небольшие картины постоянно появлялись на выставках. С большой любовью изображал в них художник жизнь народа.
По своим творческим устремлениям он был близок передвижникам, и его талант в значительн…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  12 июн 2025

Абрам Ефимович Архипов - картина "Прачки"

Тема судьбы народной продолжала главенствовать в русском искусстве 1890 — 1900-х гг. и раскрывалась его мастерами все с новых и новых сторон.

Замысел картины родился у Абрама Архипова во время посещения прачечной неподалеку от Смоленского рынка в Москве. Художник работал над полотном в течение нескольких лет.
Он вспоминал, что, когда раз за разом возвращался в прачечную, видел все по-новому, поэтому не единожды переосмысливал содержание своей работы.
Однажды его «сбила с толку» женщина, кото…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 янв 2025

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024

Н.Г.Богданов - картина "У скамьи первого свидания", 1879 г.

Николай Григорьевич Богданов (1850 -1892) — русский художник-жанрист. Мало кто знает жизнь и творчество Николая Григорьевича Богданова. Его произведения крайне редко встречаются в музеях, о нём немного упоминаний в искусствоведческой литературе. А в своё время Богданов был хорошо знаком зрителям.

Николай Григорьевич Богданов родился в 1850 году в Петербурге в купеческой семье. Родители будущего художника мечтали о торговой карьере для мальчика, и он был отдан в коммерческое училище. Но уже здес…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  27 апр 2025