какие девицы в XVII веке считались порядочными, кто «колобродил» за столом, и о прочих правилах этикета при Петре I.
Светские правила в 1717 году по указу Петра I стали частью литературного труда «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Составлялся сборник под руководством Якова Брюса, сподвижника царя-реформатора.
Одна часть книги — наставление в обучении грамоте по гражданской азбуке, сменившей церковнославянскую.
Вторая — путеводитель по светской жизни и свод правил хорошего тона. Они учили в духе петровских времен не кичиться знатностью и богатством, а гордиться делами. Знание иностранных языков, умение ездить верхом, танцевать и фехтовать — важные задачи, которые ставили перед «младым отроком» в начале ХVIII века. Девушке дворянского сословия полагалось быть смиренной, молчаливой, трудолюбивой, целомудренной; большая часть правил девичьей жизни — о духовном облике.
«Зерцало» оказалось столь популярным, что еще в 1717 году переиздавалось дважды. Позже его печатали вновь и вновь, вплоть до революции.
«По столу не колобродить».
О почитании родителей
«В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать…»
О поведении за столом
«Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти, или по блюду чертить, не колоть и не стучать».
Об уважении духовных лиц
«С духовными должни дети везде благочинно, постоянно, учтиво и вежливо говорить, а глупости никакой не предъявлять. Но о духовных вещах и о чине их, или духовные вопросы предлагать».
О вреде праздности
«Всегда время пробавляи в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ждать можно, кроме дряхлова тела и червоточины…»
О вреде гордости
«Имеет прямыи (сущии) благочестный кавалер быть смирен, приветлив и учтив, ибо гордость мало добра содевает (приносит), и кто сих трех добродетелей не имеет, оный не может превзойти и ниже между другими просиять, яко светило в темном месте, или каморе…»
О светских навыках
«Младый шляхтичъ или дворянин, ежели в езерциции (в обучении) своей совершен. А наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может доброй разговор ученить, к тому ж красноглаголив и в книгах научен».
Об уместности в наряде
Непристойно на свадьбе в сапогах и острогах (сапоги с острыми носами) быть, и тако тенцевать, для того что тем одежду дерут у женского полу и великий звон причиняют острогами, к тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов".
Об умении вовремя промолчать
«Умный придворный человек намерения своего и воли никому не объявляет, дабы не упредил ево другой, которой иногда к томуж охоту имеет».
О чтении чужих писем
«Младому человеку не надлежит быть резву, и ниже доведывается [выведывать] других людей тайн, и что кто делает ведать не надлежит. Так писем, денег или товаров без позволения не трогать и не читать».
О пользе иностранных языков
«Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранным языки, дабе тем навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случиться, чтобы слуги и служанки дознаться не могли, и чтоб можно их от других не знающих болванов распознать».
О сдержанности
«Младые отроки не должны носом храпеть, и глазами моргать, и ниже шею и плеча якобы из повадки трясти, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить…»
О приятном общении
«Никто не cмеет, повеся голову и потупя глаза, вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно…»
О девичьей добродетели
«Первая добродетель, которая благонравной и благочестной девице приличны и пригожа есть охота и любовь к слову Божию».
О смирении
«Между другими добродетелями, которыя честную даму, или девицу украшают и от них требуются, есть смирение, началнеишая и главнейшая добродетель, которая весьма много в себе содержит…»
порядочных девицах
«Не порядочная девица со всяким смеется, и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам розиня пазухи, садится к другим молодцам, и мущинам, толкает локтями, а смирно не сидит».
О подсказках природы
«Природа устроила нам токмо один рот, или уста, а уши даны два, тем показу, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить».
Первый русский учебник этикета «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» был подготовлен по указанию царя Петра I, дабы рассказать о манерах настоящего русского дворянина.
54. Непристойно на свадьбе в сапогах и острогах (сапоги с острыми носами) быть, и так танцевать, для того что тем одежду дерут у женского полу и великий звон причиняют острогами, к тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапог.
55. Также, когда в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе, или между собою разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а если в каморе, где много людей, то прими харкотины в платок, а также невежливым образом в каморе или в церкви не мечи на пол, чтоб другим от того не загадить, или отойди для того к стороне (или за окошко выброси), дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно.
56. Никто честновоспитанный возгрей (соплей) в нос не втягает, подобно как бы часы кто заводил, а потом гнусным образом оные вниз не глотает, но учтиво, как вышеупомянуто, пристойным способом испражняет и вывергает.
57. Рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лицо другого не чини, или чтоб другой дыхание и мокроту желудка, которая восстает, мог и чувствовать, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертью, или полотенцем прикрой. Чтоб никого не коснуться и тем сгадить.
58. И сие есть немалая гнусность, когда кто часто сморкает, как бы в трубу трубит, или громко чихает, будто кричит, и тем в прибытии других людей или в церкви детей малых пугает и устрашает.
59. Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, как бы мазь какую мазал, а особенно при других честных людях.