Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Виктор Попков - картина "Воспоминания. Вдовы". 1966

Виктор Ефимович Попков (9 марта 1932, Москва — 12 ноября 1974, Москва) — русский советский живописец и график, последователь «сурового стиля», один из наиболее известных московских художников периодов «оттепели» и «застоя». Лауреат Государственной премии СССР (1975 — посмертно).

***
Картина Виктора Попкова «Воспоминания. Вдовы» — одна из ключевых, составивших его обширный цикл «Мезенские вдовы», в котором судьба страны показана в ракурсе драматических коллизий времени, отягощенных последствиями войны.
Через скорбное повествование о старых женщинах, в одиночестве доживающих свой век, художник рассказал об обнищании и запустении северных деревень, где мужское население сгинуло в огне всех выпавших на долю России войн, а молодежь разъехалась по городам. Попков сумел глубоко проникнуться судьбами женщин из далеких мезенских деревень, потому что перед его глазами была судьба матери — вдовы, в одиночестве воспитавшей троих детей в трудные военные и послевоенные годы.
Весь вдовий цикл В. Попкова освещен любовью к своей матери, ставшей символом стойкости и самопожертвования.

Работа над картиной шла достаточно быстро, так как замысел был уже продуман во время поездки в Архангельскую область.
В деревне на реке Мезени Попков остановился в доме у одинокой старой женщины. Сцена, изображённая на картине, была увидена у неё в доме. К хозяйке пришли подруги и стали вспоминать свои молодые годы.

Стремясь «создать композицию в форме цветка», придать ей особую, монументальную, простоту и ясность, В. Попков ограничивает детали, убирает всё второстепенное ради выражения главного ощущения — строгой торжественной печали.
Но от одной подробности, увиденной в жизни, художник отказаться не смог. Портрет Карла Маркса, стоящий вместо икон в красном углу, рядом с фотографией погибшего мужа, стал деталью, отражающей парадоксы советской действительности.

Образам вдов художник придал экспрессивную и даже гротесковую обостренность. Центральная фигура — высокая, застылая, с иконным ликом и безвольно опущенными, по-мужски большими, сильными руками. Другие более свободны в движениях и мимике, но каждая из них существует сама по себе, каждая пребывает в собственных мыслях и воспоминаниях, каждая одинока. Художник изображает сухие фигуры, аскетичные лица, ломкие складки одежды, словно дематериализуя фигуры, лишая их живой человеческой плоти.

Напряжение ситуации подчеркнуто красным цветом одежды, резко звучащим на фоне серых бревенчатых стен. Скупой колорит, построенный на столкновении и контрасте двух цветов, усиливает драматическое начало картины.

Трагическое в картине тесно переплелось с героическим и несет в себе элементы духовной просветленности. Горе, омрачившее жизнь мезенских вдов, не сломило их, не обессилило, не ожесточило. Проявивший живое сострадание и искреннюю сопричастность к их жизни, Виктор Попков с невероятной силой запечатлел величие духа русской женщины, непреходящую ценность любви, добра и самопожертвования, привнесенных ими в мир.

К этой картине художник был словно подготовлен самой жизнью. Авторское отношение к этим образам можно выразить одним словом — сочувствие.
Попков сразу сделал линейный эскиз к будущей картине, а позже сделал рисунок и хозяйки дома, которая стала центральным персонажем[1].

Вдовы, изображённые на картине, — это не только вдовы Великой Отечественной войны (исходя из их возраста), но и Гражданской войны и Первой мировой.

Картина приобретена у автора и поступила в собрание Третьяковской галереи в 1969 году от Министерства культуры СССР.

Опубликовала    07 мая 2025
0 комментариев

Похожие цитаты

«А давай махнём на природу! Возьмём холсты, краски, палитру!» «Давай! Но по литру мало. Возьмём по два!»

Опубликовал  пиктограмма мужчиныДежа-вю  18 окт 2011

#571603 У меня более полный вариант :)

Если видишь на картине
Нарисованы часы,
Но они из пластилина
И висят там как трусы,
Конь и слоник с ножкой длиной
Затерялися вдали,
Обязательно картина
Нарисована Дали.

Если видишь на картине
Нарисован целлюлит,
От которого мужчина
Без оглядки убежит,
Все раздеты и развратны

Опубликовал  пиктограмма мужчиныHunta  06 ноя 2013

Художник тихо сидел в углу. Он смотрел на лица людей,
а рисовал измученные души …

Опубликовала  пиктограмма женщиныДаре Мачавариани  29 апр 2021

Любая женщина художница, рисующая каждый день на своем лице картину. Бывает достаточно пары штрихов — и Леонарно да Винчи, а бывает изведешь всю палитру, а всё Пабло Пикассо.

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛариса  11 ноя 2018

Работы художника потрясают нас не схожестью с оригиналом, а именно наличием того, что в оригинале есть, но мы не увидели.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныЕвгений Ханкин  06 мар 2020