Космонавтов — людей по-настоящему героической профессии — сложно представить в философских раздумьях, с кистью за мольбертом.
Но для тех избранных, кто побывал в нем, космос — это еще и фантастические эмоции, совершенно особые переживания, внутренний диалог с вечностью наедине с безграничной вселенной. Возможно, поэтому космонавты и берутся за кисти.
Самый известный художник среди космонавтов еще с 1960-х годов — это, конечно, Алексей Архипович Леонов (1934 — 2019). Дважды Герой Советского Союза, первый человек вышедший в открытый космос.
Вернувшись на Землю, он стал ещё и художником, причём картины свои создавал в основном на космические темы.
Самая известная картина, написанная Леоновым, содержит простой прием. На ней изображены только фон и фигура человека — космонавт в скафандре возвышается на фоне Черного моря.
«В картине „Над Черным морем“ я постарался изобразить Землю такой, какой видел ее с высоты около пятисот километров. Район Черного моря выбран не случайно, ведь именно тут был осуществлен выход из корабля. Кроме того, здесь в поле зрения попадают самые характерные детали земной поверхности — море, горы, равнина.
При взгляде из космоса моря выглядят отнюдь не одинаковыми, отличаясь по цвету. Черное море — одно из наиболее темных, интенсивно синего цвета, а, например, Карибское море — очень светлое, бирюзового цвета.
Цвет морей зависит от многих факторов: глубины, цвета дна, прозрачности (собственного цвета воды), состояния поверхности — например, при волнении море кажется значительно более темным (отдельные волны или полоса прибоя с такой высоты, конечно, не видны). Наиболее характерными деталями Азии являются горы. За счет теней на склонах и в долинах они выглядят удивительно объемными.
Наконец, хочется упомянуть еще одну особенность, характерную для Земли, какой ее видит космонавт.
Все многообразие земных красок при взгляде из космоса всегда обобщено сиренево-голубой дымкой атмосферы.
Именно это обстоятельство затрудняло для меня работы над рисунком; никак ие удавалось „оторвать“ фигуру висящего космонавта от фона.
В заключение хочу сказать, что, конечно, не рассматриваю мой рисунок как окончательный: он явится скорее эскизом к большой картине на эту тему, которую я собираюсь написать».