Место для рекламы

Продал душу дьяволу: почему картины русского художника Куинджи светятся

Современники никак не могли разгадать секреты художника. Поэтому многие предполагали, что его дар связан с нечистой силой. Тем не менее сегодня тайна картин Куинджи объясняется восхитительным знанием техники и глубокой проработкой цветов.

Ранние годы мастера и заборы вместо холстов

Архип Иванович Куинджи — великий русский мастер пейзажной живописи. Он родился в Мариупольском уезде в семье еле сводившего концы с концами сапожника-грека. В раннем возрасте он потерял родителей и воспитывался в семье дяди. Окончив домашнее обучение, поступил в местное училище, но учеба давалась ему тяжело, зато с тех лет он начал рисовать, используя в качестве холстов все подряд: клочки бумаги, заборы, фасады домов.

В юности Киунджи жил в бедности и постоянно искал работу. Один из работодателей заметил талантливые работы парня и посоветовал ему отправиться в Крым в подмастерья к Айвазовскому. Но в распоряжении юноши по приезде оказались лишь толкушка и краски, а также кисти и забор. Спустя два месяца он вернулся в Мариуполь и устроился ретушером к местному фотографу. Десять лет поисков лучшей доли ни к чему не привели, но он продолжал рисовать.

В 1865 году Архип Иванович решил стать студентом Академии художеств в Санкт-Петербурге. Тем не менее попытки поступить туда не увенчались успехом. В 1868 году он подготовил для выставки один из первых шедевров, картину «Татарская сакля в Крыму». После чего совет Академии присвоил ему статус свободного художника.

С тех пор Куинджи стал творить шедевры один за одним. Не получивший полноценного образования, но защитивший диплом художника Архип Иванович удивлял и обескураживал современников секретами высочайшего мастерства.

О секретах Куинджи

Художники, как один, говорили, что нельзя так шедеврально рисовать каждое детище и что Куинджи за это продал душу дьяволу. Но нет, это была рука мастера и знание технических секретов.

Главной тайной художника было использование красок на основе битума. Так называемые асфальтовые краски готовятся из тех же составляющих, что асфальт, и относятся к масляным лакокрасочным материалам.

Асфальтовые краски имеют насыщенный коричневый цвет. При нанесении тонкого слоя оттенок слегка заметен, поэтому материал популярен при глазировке. Краска легко наносится, отлично смешивается с другими красящими веществами, но больше подходит для темных объектов. При минимальном добавлении ее в красящий состав цвета становятся более насыщенными и словно оживают.

Минусами такой краски можно назвать длительное время высыхания и последующую ломку лака. Кроме того, постепенно она затемняет объекты, на которые нанесена. Поэтому ее используют в темных сочетаниях, где гармония от затемнения не рушится. Часто картины, нарисованные асфальтовой краской, теряют свой «облик». Именно поэтому специалистам не удалось сохранить работу Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

«Лунная ночь на Днепре» — копия шедевра, оригинал которого из-за технологии нанесения красок потемнел
Еще одним секретом маэстро было смешивание красок. Архип Иванович не использовал белый, серый или черный цвета. Для получения их он смешивал несколько оттенков, создавая ахроматический цвет. При расположении рядом полученных оттенков между ними наблюдался максимальный контраст. Поэтому, когда смотришь на картины мастера, кажется, что они излучают свет.

Конечно, были у Куинджи и другие технические секреты, которыми до сих пор пользуются художники. Для нас же — обычных зрителей — важно восприятие и этот мягкий, ощутимый магический свет.

Все же здорово, что, смотря на картины Куинджи, мы видим свечение, чувствуем гармонию и умиротворение.

Опубликовал    30 мар 2021
0 комментариев

Похожие цитаты

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминан…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  23 окт 2018

Картины, которые убивают

Государственная Третьяковская галерея, так же, как Эрмитаж, является одним из самых лучших музеев России. Основатель галереи — купец Павел Третьяков. С 1856 года в музее экспонируется самая крупная коллекция русского изобразительного искусства.

В огромной экспозиции музея есть картины, с которыми связаны таинственные и загадочные истории.

Например, полотно знаменитого русского художника Ивана Крамского. Вдохновленный гоголевским произведением «Майская ночь или утопленница», он написал картину…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  06 апр 2020

Сюрреалисты пишут сочинение, маринисты — изложение, портретисты — диктант.

Опубликовал  пиктограмма мужчинывестник  09 июн 2020