Место для рекламы

"К сожалению, время очень быстро прожито. Обрываются корни, которые держат нас. А когда все отомрут - падает человек. И вот чувствуешь, как ты начинаешь качаться уже. Нету моих друзей, с которыми я работал, дружил и делал фильмы. Дай Бог, чтобы они пожили, эти фильмы, и люди получали радость от искусства, от жизни, а не только от долларов." Вячеслав Тихонов.

Актёр особого обаяния, человек сдержанный, размышляющий и глубоко сомневающийся — Тихонов Вячеслав Васильевич

Вячеслав Тихонов родился 8 февраля 1928 года в Павловском Посаде в Московской области.
Его отец Василий Тихонов работал механиком на ткацкой фабрике, а мама Валентина Тихонова работала воспитателем в детском саду. Вячеслав Тихонов провел свое детство среди рабочей молодежи и ничем не отличался от других мальчишек тех лет, проводивших большую часть своего времени на улице.

В 1941 году после начала Великой Отечественной войны в школе, где учился Тихонов, разместился военный госпиталь, и Василий Тихонов направил сына на учебу в ремесленное училище с напутствием: «Надо обретать профессию, а не на улице болтаться!». Обучение в училище не представляло для Тихонова никакого труда, потому что как и его отец, Вячеслав с детства любил делать все сам по дому и что-нибудь мастерить. Последовавшая после окончания училища работа токарем по металлу на военном заводе была Тихонову не в тягость, и в числе многих других подростков во время войны он работал вместо ушедших на фронт рабочих. Вечерами после работы Тихонов бегал с друзьями в кинотеатр «Вулкан», где показывали героические картины, и его любимыми героями того времени были Чапаев в исполнении Бориса Бабочкина, Александр Невский в исполнении Николая Черкасова и всеобщие тогдашние кумиры Михаил Жаров и Петр Алейников. «Это люди, которые завораживали и в итоге потащили меня в искусство», — говорил позже Тихонов. Именно тогда он тайно начал мечтать о работе кино, и впоследствии говорил: «Тогда не было телевидения и интернета, мы болели кино и любили его безмерно». Но старший Тихонов видел своего сына инженером-механиком, а мама настаивала, чтобы Вячеслав пошел учиться в сельскохозяйственную академию. В результате по настоянию родителей Вячеслав в 1944 году поступил на нулевой курс Автомеханического института, но ближе к 1945 году у него возникла идея попробовать поступить во ВГИК. Там его сначала не приняли, но в дело вмешался случай — после завершения вступительных экзаменов профессор ВГИК Борис Бибиков зачислил Тихонова к себе на курс. Родители были возмущены поступком сына, но за Вячеслава заступилась бабушка, которая не позволила любимому внуку распрощаться с заветной мечтой. Так Вячеслав Тихонов стал студентом ВГИКа, попав в мастерскую выдающихся педагогов Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.

В 1948 году во время учебы в институте состоялся актерский дебют Тихонова в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», в котором Тихонов сыграл роль Володи Осьмухина. Съемки фильма были исключительным явлением для советского кино 1940-х годов: у картины был тщательный подготовительный период, происходило «врастание» актеров в образы своих персонажей, была проведена многоплановая разработка характеров и досконально воссоздана среда произведения. В 1948 году фильм стал лидером кинопроката в СССР, и дал старт творческой карьере не только Вячеслава Тихонова, но и целой плеяде молодых талантливых актеров: Инне Макаровой, Сергею Гурзо, Нонне Мордюковой, Виктору Хохрякову, Кларе Лучко, Сергею Бондарчуку, Евгению Моргунову, Людмиле Шагаловой, Георгию Юматову, Виктору Авдюшко, Тамаре Носовой и Музе Крепкогорской. В эпизодической роли в фильме мелькнула даже начинающий ассистент режиссера Татьяна Лиознова. Больше половины этих молодых актеров снимались впервые в жизни, и фильм «Молодая гвардия» можно было смело назвать блестящим дебютом целого послевоенного поколения отечественных актеров. Шумный зрительский успех картины подкрепила Сталинская премия 1949 года. Но когда Тихонова позже спрашивали, часто ли он вспоминал свои первые шаги в кино, всенародные любовь и славу, он отвечал: «Очень много сил и энергии отнимают все эти воспоминания. А просто болтать о том, что было, я не умею. Раз я о чем-то вспоминаю, значит, снова все переживаю. А годы такие, что переживания уже вредны…».

На съемках «Молодой гвардии» судьба свела Тихонова с Нонной Мордюковой. Вячеславу было тогда 19 лет, а Нонне — 22. Вячеслав долго не обращал внимания на Нонну, и ей стоило больших усилий вскружить голову Тихонову. 29 февраля 1950 года у них родился сын, которого назвали Владимиром. «Я сразу поняла, что он мне активно, трагически не нужен, — вспоминала Мордюкова. — Но ребенок уже появился, и мы по христианскому обычаю стали жить вместе. Вернее не жить, а мучиться — ни ему домой не хотелось, ни мне…». Но и «домом» их жилище было назвать сложно: через их маленькую комнату в коммуналке постоянно ходили туда-сюда другие обитатели квартиры. Так Тихонов и Мордюкова прожили больше 10 лет. «Развивалась наша семейная жизнь коряво, — вспоминала Мордюкова. — Всегда в долгах как в шелках, еле перебивались от зарплаты до зарплаты… Наш брак был готов рассыпаться уже через год… Но расходиться в то время было как-то не принято, да и стыдно. Воспитание!». Нонна часто говорила своей маме: «Не могу больше, хочу развестись!». Мама ей отвечала: «Не бросай, доча, а то останешься на всю жизнь одна! Все-таки Слава — хороший парень…».

Мама Нонны Мордюковой очень любила Вячеслава Тихонова за тихий, добрый характер и отношение к сыну. Но через два дня после смерти матери Нонны Тихонов и Мордюкова развелись с обидой друг на друга. По одной из версий на съемках Мордюкова увлеклась своим партнером по картине Василием Шукшиным. В интервью Мордюкова рассказывала: «Трудное было для меня время. Вася был со всеми одинаков, а я хотела, чтобы он почаще бывал со мной. И, не отрываясь, следила за каждым его жестом, ловила каждое его слово. Слава богу, роль у Васи была небольшая, и он недолго пробыл в экспедиции. Острый, болезненный для меня момент прошел благополучно. Как трудно иногда бывает нам, женщинам, когда есть муж, сын, а в тебе молотком стучит воспоминание о ком-то другом…». Другая версия была рассказана директором фильма «Чрезвычайное происшествие» Григорием Чужим: «Летим в Москву — Славе Тихонову нужен был загранпаспорт, одежда и т. д. Переночевать собирались у них с Нонной Мордюковой, а на рассвете лететь в Чехословакию. Поскольку ключи от московской квартиры Слава забыл в Гаграх, мы позвонили в дверь, но нам не открывали. Сели мы со Славой на ступеньки — ждем. Тут соседка: „А вы звонче звоните! Нонночка дома. У нее гости“. Звоним настойчивее — глухо! Тогда Слава говорит: „А теперь я уж точно не уйду отсюда всю ночь“. Не оставлять же его одного! Опускаемся опять на ступеньки, курим… Через час открывается дверь, на пороге — улыбающийся кавказец. Нонна провожает его в накинутой на голые плечи шали, обнимает, целует и что-то шепчет на ухо. Но тут, увидев нас со Славой, бледнеет. Слава молча проходит в квартиру, собирает вещи и так же молча выходит. Так и закончился брак Тихонова с Мордюковой».

После 13 лет совместной жизни Нонна и Вячеслав подали на развод. Как настоящий мужчина, после развода Вячеслав Тихонов о своей первой жене распространяться не любил. А Нонна Мордюкова после развода с Тихоновым официально ни с одним мужчиной в брак так и не вступила. Судьба их сына Владимира оказалась трагической. У него не сложилась ни личная жизнь, ни актерская карьера, он прожил около сорока лет, перенес два инсульта, и умер от острой сердечной недостаточности, вызванной многолетним злоупотреблением алкоголя и наркотиков. Потеря любимого сына стала самой большой трагедией в жизни родителей. Владимир с детства хотел быть актером, успешно окончил театральное училище, в кино выглядел сильным и красивым молодым человеком и играл только положительных героев. Но в жизни все было иначе. Еще в 18 лет Володя пристрастился к наркотикам, когда его мать четыре месяца снималась в фильме «Комиссар». «Вернулась — он в больнице, — вспоминала Нонна Мордюкова. — Примчалась туда. Он был веселый и виноватый. Признался в том, что Сашка Берлога принес пиво и „колеса“… Пылко заверил меня, что это больше не повторится. Я поверила. Хотела поверить — и поверила…». Но все повторилось. И даже две женитьбы и рождение детей не смогли вытащить Владимира Тихонова из наркотического и алкогольного омута. Впоследствии Вячеслав Тихонов до своей смерти скорбел о погибшем сыне и винил себя в его трагической гибели.

В 1950 году Вячеслав Тихонов с отличием окончил ВГИК, но не смотря на безусловный успех «Молодой гвардии», в отличие от большинства актеров-«молодогвардейцев», Тихонов почти 10 лет не получал в кино интересных ролей. Режиссеры использовали главным образом его внешние данные, не стремясь выявить актерский потенциал. Ситуация выглядела парадоксально еще и потому, что актер не стал звездой, хотя для этого имелись все предпосылки. Но было бы ошибкой считать эти годы потерянными для формирования актерской индивидуальности Тихонова. Он успел заявить о своем актерском таланте, сыграв Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо», поставленном Эрастом Гариным в Театре-студии киноактера, где Тихонов работал с 1950 года. А в 1957 году в судьбе Тихонова наступил долгожданный перелом после выхода на экраны фильма Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Роль тракториста Матвея Морозова принесла актеру зрительское признание и востребованность в качестве актера, наделявшего своих героев новым для кино тех лет свойством: тихим, неприметным романтизмом в обыденной повседневности. Зрители получили возможность увидеть, что тихоновский герой совсем не таков, каким казался поначалу: он интереснее, умнее и сложнее, чем клишированный во многих фильмах «простой советский человек». Тогда же начались многолетнее творческое содружество и дружба Тихонова с Ростоцким.

В фильме «Чрезвычайное происшествие», снятом в 1958 году режиссером Виктором Ивченко, Тихонов сыграл одесского матроса Виктора Райского, ставшего настоящим героем в стане захвативших танкер чанкайшистов. Тихонов вновь «обманул» зрителей и сумел провести врагов, поверивших в обманчивую простоту героя. И если для врагов это качество персонажа обернулось провалом их планов, то для зрителей надежный, сознающий собственную силу моряк стал «своим человеком», которому можно было безоговорочно доверять. Фильм «Чрезвычайное происшествие» стал лидером проката 1959 года, и к Тихонову стали обращаться другие режиссеры. Вскоре Вячеслав за короткий срок сыграл шесть значительных и разноплановых ролей в фильмах «Майские звезды», «На семи ветрах», «Жажда», «Мичман Панин», «Две жизни» и «Оптимистическая трагедия».

Во второй половине 1960-х годов Вячеслав Тихонов сыграл роль Андрея Болконского в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир», и эта роль потребовала от актера полной самоотдачи. Тихонов, так же как и все остальные участники съемок, работал с неимоверным напряжением сил. Съемки происходили практически в полевых условиях, батальные сцены снимались с невиданным для советского кино размахом, и многие друзья Вячеслава Тихонова позже рассказывали, что роль князя Болконского вспоминалась им постоянно. Артист болел этой ролью, и всю жизнь бесконечно перечитывал роман «Война и мир». Но после съемок в фильме «Война и мир» Вячеслав Тихонов был настолько разочарован, что едва не бросил кино. После четырёх лет тяжёлой работы и отказов от других предложений сниматься результат оказался противоречивым — кинокритики его работой были недовольны, а Бондарчук остался при мнении, что роли Болконского Тихонов не соответствовал.

Из творческого кризиса Тихонова вывел Станислав Ростоцкий, буквально заставивший актёра сыграть в 1969 году в своем фильме «Доживём до понедельника», где Вячеслав Тихонов исполнил роль учителя Мельникова, за которую Тихонову в 1970 году была присуждена Государственная премия СССР.

В молодости Вячеслав Тихонов был страстным футбольным и хоккейным болельщиком, долгие годы являлся поклонником «Спартака», и увлекался зимней рыбалкой. В 1968 году, в сорокалетнем возрасте Вячеслав Тихонов женился во второй раз. Его избранницей стала 25-летняя учительница Тамара, с которой он познакомился во время работы над французским фильмом «Мужчина и женщина», где актер озвучивал роль главного героя, а Тамара Ивановна, работавшая в то время преподавателем французского языка в Институте международных отношений, помогала ему с переводом. Девушка была замужем, но ради Вячеслава рассталась с супругом, и в 1969 году у них родилась дочь Аня.

В отличие от яркой и порой излишне эмоциональной Нонны Мордюковой, Тамара была под стать Тихонову — такая же сдержанная и молчаливая. Однако именно такой неприметной женщине удавалось много лет держать мужа под жестким контролем. Мало кто знает, что герой на экране, красавец-мужчина, самодостаточный и самостоятельный Тихонов в обычной жизни был очень мягким и беспомощным человеком. С женой Тихонов согласовывал все свои роли и отчитывался о каждой сцене с любовным намеком, так как Тамара Тихонова была буквально одержима ревностью. Возможно, из-за непростых отношений с женой с возрастом Вячеслав Васильевич стал меньше сниматься, а потом перестал участвовать в съемках совсем. В старости ревность его жены стала патологической. Тамара Ивановна буквально «дежурила» на телефоне, и со временем, не выдержав постоянных истерик жены, Вячеслав Васильевич собрал свои вещи и переехал жить в загородный дом, построенный им в Николиной Горе. Но Тамара Ивановна так измучила Тихонова своими притязаниями, что, в конце концов, супруги поделили дом пополам и так жили до самой смерти Тихонова: в одной половине находился Вячеслав Васильевич, а в другой — Тамара. Вячеслав Тихонов перестал носить обручальное кольцо, а Тамара Ивановна говорила, что Тихонов испортил ей жизнь. Чтобы успокоить нервы, она начала пить и несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством. Дочь Тихонова Анна жила в то время в московской квартире родителей, но чтобы контролировать мать, стала часто приезжать в Подмосковье. Тихонов был счастлив — так он мог видеть своих крошечных внучат двойняшек Славика и Гошу. Но тут Вячеслав Тихонов оказался уже под контролем дочери. Друзья артиста рассказывали, что Вячеславу Васильевичу даже с сыном Володей от первого брака приходилось встречаться украдкой в гараже. А когда Владимир умер от передозировки наркотиков, Тихонов попытался помогать второй жене сына и своему внуку. Но жена и дочь актера быстро пресекли его благородный порыв и запретили общаться с «бывшими» родственниками.

А пока в конце 1960-х годов новые, несколько неожиданные краски, такие, как самоирония добавились к актерской палитре Тихонова в ролях в фильмах Сергея Соловьева «Семейное счастье» и «Егор Булычев и другие». Вячеслав Тихонов в это время вступил в пору расцвета своего таланта. И вполне закономерно, что в телесериале «Семнадцать мгновений весны», снятом в 1973 году режиссером Татьяной Лиозновой, он сыграл одну из своих лучших ролей Исаева — Штирлица.

Эта работа принесла Тихонову невиданную популярность, и это был настоящий триумф. Вячеслав Васильевич создал живой, сложный характер, его Штирлиц приковывал к себе зрительское внимание каждую минуту своего существования на экране. В этой работе Тихонов применил весь арсенал своих выразительных средств: умение «держать» крупные планы, показывая насыщенную внутреннюю жизнь персонажа, точность и лаконизм жестов и мимики, тонкий психологизм и игру на подтекстах, едва заметную смену настроений, глубокое понимание специфики актерской работы в кино. Талант актера получил в этой роли законченное воплощение, ибо герой Тихонова проявлял свою «двойственность», потаенные качества характера постоянно. В результате Штирлиц стал поистине народным героем.

К теме Великой Отечественной войны Вячеслав Васильевич обращался в своем творчестве еще несколько раз: в трилогии «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага», а так же в фильме «Они сражались за Родину». В 1977 году Тихонов сыграл главную роль в фильме Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо», за которую актер в 1980 году был удостоен Ленинской премии. А далее в его творческой биографии последовали не менее звездные роли в фильмах: «ТАСС уполномочен заявить…», «Европейская история», «Убить дракона», «Бесы» и «Утомленные солнцем».

Вдова Сергея Бондарчука актриса Ирина Скобцева рассказывала: «За четыре года съемок у Бондарчука Тихонов прошел такую актерскую школу, которая помогла ему сыграть и в „Доживем до понедельника“, и в „Семнадцати мгновениях…“. Слава был из породы самоедов, все время в себе сомневался, ему нужна была поддержка режиссера. Он говорил Бондарчуку: „Какой из меня князь, посмотри на мои рабочие руки“. А Бондарчук подсказывал: „Будешь играть в перчатках“. Актеры не то что не знали, как мундир носить, никто не умел носить лосины. Поэтому их надевали влажными, чтобы не сборились… Через несколько лет Бондарчук вновь встретился с Тихоновым на картине „Они сражались за Родину“. И снова Слава проявил дотошность в работе. Он с кондачка играть не мог. Его дочка Анечка Тихонова рассказывала мне, что вначале не могла понять, почему папа стал заикаться. Оказалось, он дома заикался, чтобы вжиться в образ своего героя Николая Стрельцова. Слава был глубоким, хорошим человеком, но, по-моему, очень одиноким. Самой большой любовью в его жизни и отдушиной была дочка Аня…».

С 2000 года Вячеслав Тихонов вел замкнутый образ жизни, потому что дружить ему было уже не с кем. Его лучший друг и любимый режиссер Станислав Ростоцкий, близкие товарищи-коллеги Юрий Никулин и Николай Крючков умерли. А новых друзей в пожилом возрасте найти трудно. Когда были живы друзья, Тихонов часто и с удовольствием выбирался с ними на рыбалку, куда его сопровождала собачка Степка, которую подбросили Тихонову еще щенком.

В одиночестве актер перестал вовсе выходить из своего дома в Николиной Горе, коротал дни перед телевизором и часто пересматривал свои работы в кино. Тихонов никак не мог смириться с тем, что жизнь подходит к концу. А для родных и близких актера наступил момент, когда стало понятно — на актере Тихонове можно хорошо заработать. Его дочь Анна с мужем организовали небольшую киностудию, где стали снимать фильмы с участием Вячеслава Васильевича. Анна вела дела отца, отказывая всем кинокомпаниям и телеканалам в интервью. К 80-летнему юбилею отца она разрешила съемки только сотрудникам Первого канала за гонорар в 15 тысяч долларов. Сам Тихонов эти деньги не получил. На тот же юбилей спонсоры праздничного вечера в Доме кино подарили актеру автомобиль, но Тихонов на нем ни разу не ездил. Анна построила бизнес на имени отца, но с желаниями самого Вячеслава Васильевича мало кто считался.

В 2002 году актёр перенёс инфаркт миокарда, а в мае 2007 года Вячеслав Тихонов был госпитализирован после неудачного падения и в связи с жалобами на боли в сердце. В марте 2008 года ему сделали несложную операцию в Центральной клинической больнице, а 28 ноября 2009 года актёр снова был госпитализирован в ЦКБ. 3 декабря его прооперировали, сделав операцию на сосудах. Хирургическое вмешательство прошло нормально, врачи надеялись, что состояние их пациента стабилизируется, но 4 декабря 2009 года на 82-м году жизни Вячеслав Тихонов скончался. Последние часы перед смертью артист находился в реанимации, и его состояние было тяжёлым. У артиста отказали почки, его пришлось подключить к аппарату гемодиализа, а затем и к аппарату искусственной вентиляции легких. По мнению лечащего врача артиста, кардиолога А. Леонова: «Свою роль сыграли и одиночество актёра, и отсутствие должного ухода».

Воля умершего так и не была исполнена: Тихонов был против отпевания в храме, но по решению дочери Тихонова отпевали в храме Христа Спасителя. Было нарушено и еще одно желание усопшего. Вячеслав Васильевич собственноручно написал в завещании, что хочет быть похоронен в одной могиле с сыном Володей на Кунцевском кладбище, но тело Тихонова было предано земле на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой Олега Янковского.

В 1978 году Станислав Ростоцкий снял о Вячеславе Тихонове документальный фильм «Профессия — киноактёр». В его создании приняли участие Борис Андреев, Эраст Гарин, Сергей Бондарчук, Всеволод Санаев, Евгений Матвеев и Алексей Баталов. Фильм был снят к 50-летию актера.

chtoby-pomnili.net/page.php?id=1103

Опубликовала    28 апр 2020
4 комментария

Похожие цитаты

Спасибо деду за Победу, за каждый отстоявший дом, за небо чистое, за веру, за то, что мы теперь живем!

Опубликовал(а)  Vera11  03 мая 2011

Памяти Брюса Ли

Кулак легенды, сто сломив преград,
Сотни наград собрал за срок короткий.
Быстрее был чем ливень или град
И нрав имел то вспыльчивый, то кроткий.

Опередил и времени поток,
Он бил как ток — сквозь сердце пропуская,
Всех чувств и мыслей, силы всей моток,
Момента ни на миг не упуская.

У края он, стоявший и не раз,
Держался фраз, был человеком слова.
Для многих его путь теперь основа,
Для многих он ещё живёт в сердцах…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныРезниченко Максим  10 ноя 2014

Мы — это наша память. В тот момент, когда мы теряем память, мы прекращаем быть теми личностями, которыми были.

Опубликовала  пиктограмма женщиныСаша Иванова  12 июн 2016